Удары отчаяния: как и почему энергосистема Украины устоит под ракетами РФ
Россияне в марте панически пытались уничтожить украинскую энергетику, обстреливая наши генерирующие и распределительные мощности, но это им не удалось. Что будет дальше происходить и как Украине от этого защититься?
Весеннее обострение
Страна-агрессор Россия атакует сейчас города и инфраструктурные и энергетические объекты Украины практически каждые сутки.
В ночь на 29 марта тоже без этого не обошлось: по официальной информации, враг нанес удары по объектам топливно-энергетического сектора Украины, выпустив 99 средств воздушного нападения: 60 дронов типа Шахед (район пусков - Приморско-Ахтарск, Курская область); три аэробалистические ракеты Х-47М2 Кинжал (с трех истребителей МиГ-31К - Рязанская область); две баллистические ракеты Искандер-М (Крым); девять управляемых авиационных ракет Х-59 (с девяти самолетов Су-34 - Белгородская область); четыре крылатых ракеты Искандер-К (Курская область); 21 крылатая ракета Х-101/Х-555 (из 11 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС - Энгельс).
Силам ПВО удалось сбить 84 цели, в том числе 56 беспилотников, 17 крылатых ракет Х-101/Х-555, пять управляемых авиационных ракет Х-59 и четыре крылатых ракет Искандер-К.
Впрочем, постоянно есть попадания: самое страшное, когда это сопровождается человеческими жертвами. Но и попадание вражеских ракет или дронов в инфраструктурные и энергетические объекты наносит тяжелые ранения отечественной экономике.
Один из самых болезненных ударов последнего времени - по ДнепроГЭС, атакованной россиянами 22 марта.
"Нелюди не успокоились, разрушив Каховскую ГЭС, и теперь пытаются создать новую экологическую катастрофу, цинично ударив по гидросооружениям ДнепроГЭС и плотине", - говорилось в сообщении Укргидроэнерго.
При этом российские агрессоры уже разрушили две трети энергоблоков на теплоэлектростанциях ДТЭК, которые компания починила в 2023 году, сообщил исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук в четверг, 28 марта. Он подчеркнул, что в результате атаки было повреждено наиболее важное оборудование, которое производится годами. В общей сложности компания потеряла около 1 ГВт мощностей.
Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко объяснил, почему россияне совершают массированные атаки по украинской энергетической инфраструктуре именно сейчас, когда морозный период уже завершился.
"...Я бы назвал это обычным террористическим актом, но ударом отчаяния. Потому что многое для России не складывается так, как бы им хотелось. На фронте прорыва не происходит, хотя Путин две недели назад сказал, что якобы у украинских войск почти закончились патроны, а достичь целей не может. Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины говорит, что фронт стабилизируется", - отметил эксперт в эфире телемарафона.
Нанесение таких массированных ударов по Украине, по его словам, помогает российским властям отвлечь внимание российских военкоров и всех тех, кто задает неудобные вопросы о ситуации на фронте.
"Почему нужно доукомплектовывать потери, почему не могут достичь цели. Это отвлекает внимание. Теперь месяц можно говорить о ДнепроГЭС, то, что они будут крутить и показывать", - цитирует его УНИАН.
Кроме того, массированными ударами россияне пытаются дестабилизировать ситуацию изнутри и посеять панические настроения среди украинцев, продолжил специалист.
Также, по словам Мусиенко, в массированных ударах россиян есть сугубо военная логика. Он напомнил о многочисленных публикациях в СМИ с информацией о том, что в Украине до конца марта могут закончиться ракеты ПВО.
"Почему не проверить? Вот это уже военный компонент... Посмотрели, что в принципе коэффициент (сбивания - ред.) несколько уменьшился, но не критично. Если сравнить с предыдущими обстрелами, он критически не упал, уменьшился ненамного. Но проверяют. И это, кстати, тоже индикатор того, что они много информации пытаются именно из медиа вытащить", - подчеркнул Мусиенко.
Сопротивление врагу тишиной, ПВО и "бумерангом"
В правительстве уже предупредили представителей власти и частных компаний, простых украинцев о важности нераспространения информации о состоянии энергетической системы - на фоне массированных атак РФ.
В Минэнерго подчеркивают: разглашение этой информации несет большую угрозу, поскольку разведка врага действительно работает, в частности, по открытым источникам информации.
Речь идет о следующем: не озвучивать публично (в эфирах телеканалов и радиоэфирах, в СМИ, соцсетях) подробную информацию о последствиях ударов; не называть конкретные объекты попаданий; не предоставлять детали о конкретных объектах и привязках к местности, куда было или не было попадания; не уточнять количество попаданий и места попаданий; не предоставлять информацию в конкретных цифрах и показателях - относительно исключений, дефицита электроэнергии и т.д.
"Не предоставляйте врагу ценную информацию, которую он обязательно будет использовать для дальнейшего координирования своих действий и планирования новых атак", - призвали украинцев в Минэнерго.
Президент Украины Владимир Зеленский в пятницу, 22 марта, провел заседание Ставки Верховного главнокомандующего, посвященное ситуации в энергосистеме. На Ставкепредседателя правления Укрэнерго Владимир Кудрицкий и Нафтогаза Алексей Чернышев доложили о состоянии энергосистемы и первоочередных шагах по ее укреплению и дальнейшей защите. Главком Александр Сырский и командующий Воздушными силами Николай Олещук сообщили о работе ПВО. Было принято несколько закрытых решений, но по-настоящему защитить Украину может только решение партнеров предоставить достаточное количество современных систем ПВО, подчеркнул президент.
Впрочем, министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил: Министерство энергетики Украины пока не рассматривает возможность повышения тарифов на электроэнергию для населения - как было в прошлом году, после массированных ракетных ударов страны-террориста РФ по нашей энергетике.
"Мы еще не понимаем масштабов повреждений (после последней массированной атаки - ред.), не осуществлена полная оценка ущерба и не понятно, какие деньги нужны на восстановление. Поэтому пока нет никаких проектов или наработок по изменению тарифов", - сообщил Галущенко в эфире телемарафона 28 марта.
Основная цель врага - критические объекты, обеспечивающие жизнеспособность государства, заметил в эфире 24 канала полковник в отставке, военный эксперт Роман Свитан.
"Цели понятны... Электростанции являются балансирующими мощностями или должны быть такими. Потому что основные генерирующие - атомные станции. Поэтому возможны провокации в том числе на атомных станциях", - предупредил он.
Впрочем, планирование Кремлем ударов по украинским атомным станциям вызовет недовольство мирового сообщества: вряд ли российский диктатор захочет получить ответные удары по своим объектам.
"Поэтому я думаю, что от ударов по атомной генерации он удержится", - предположил Свитан.
А о симметричном ответе на такие удары руководитель ГУР Кирилл Буданов предупреждал еще осенью прошлого года. Вряд ли с тех пор в этом вопросе что-то изменилось - кроме того, что Украина научилась точно бить тяжелыми беспилотниками по враждебной инфраструктуре.
В то же время эксперт по энергетике Сергей Дяченко в комментарии Укринформу 29 марта отметил, что у энергообъектов и энергосистем Украины имеется существенный запас прочности. И страна в целом с атаками России на энергетическую инфраструктуру - справляется.
"Наши энергообъекты и энергосистема имеют существенный запас прочности. Прошлогодние обстрелы это показали. Страна в целом справляется с атаками. Хотя еще продолжается восстановление повреждений после прошлогодних обстрелов. Украинские энергетики прилагают к этому титанические усилия. К сожалению, когда речь идет об объектах генерации на территориях, прилегающих к зоне боевых действий, там ремонтные работы практически не прекращаются, поскольку туда все время что-нибудь прилетает", - отметил Дяченко.
Главное, что мы учимся защищать энергообъекты, замещать и балансировать временный дефицит электроэнергии, продолжил эксперт.
"Россияне захватили огромные мощности, например Запорожскую АЭС. Вывели из строя еще ряд энергоблоков на ТЭС. Но в таких условиях мы успешно прошли уже второй отопительный сезон", - подытожил он.
Ирина Носальская