Спасались от войны - попали в беду: у украинцев в Европе отбирают детей
У более чем двух сотен украинцев, которые с начала войны выехали за границу в поисках безопасности, соцслужбы изымают детей. На каких основаниях это происходит и могут ли родители или опекуны вернуть их?
В Германии изъяли более 70 детей
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец сообщил в комментарии NV, что у Национальной социальной сервисной службы по состоянию на 31 декабря 2023 есть данные о 255 украинских детях, которых за границей забрали местные социальные службы. Самая плохая ситуация по этому поводу сложилась в Германии, где известно о 71 таком случае, в Польше (33 случая), в Италии (25), Чехии (24) и Швеции (17).
Омбудсмен отметил, что распространенной причиной таких ситуаций является отсутствие соответствующих документов у родителей и других законных представителей, а также ненадлежащее по законодательству ЕС выполнение родительских обязанностей, то есть повышение голоса, любое физическое влияние на ребенка с целью успокоить, оставление без надзора взрослых на длительное время и т.д. На решение соцорганов может повлиять также агрессивное поведение самих детей или посещение ими школы.
"По состоянию на 1 марта 2024 года в работе секретариата уполномоченного находится 74 обращения в отношении 176 детей, отобранных у родителей и других законных представителей за рубежом. По указанным обращениям открыты производства, в рамках которых принимаются меры реагирования и направляются запросы в соответствующие государственные органы власти",- сказал Лубинец.
Международная организация по миграции (МОМ) в своем отчете, обнародованном в феврале 2024 года, сообщила, что через два года после полномасштабного вторжения России в Украину более 14 млн человек, а это треть населения Украины, покинули свои дома. Из них почти 6,5 миллионов стали беженцами во всем мире, а около 5 миллионов – в Европе, среди них 1 миллион - дети.
Семьям отдают 90% детей
Изъятые из семей дети живут в социальных центрах, приемных семьях, возможны еще какие-то варианты. Родителям или опекунам на время изъятия ребенка могут разрешить с ним видеться, а могут и не разрешить. Опыт показывает, что 90% таких детей затем через суд все же возвращают семьям. Но ведь 10% несовершеннолетних украинцев иностранные суды родным не отдают.
Между тем специалисты констатируют, что случаев, когда соцслужбы за границей изымают наших детей, становится все больше.
"И это преимущественно объективные вещи. Вот недавно поступила информация о том, что в одной из европейских стран отобрали шестилетнего ребенка, которого мама отправила в эвакуацию с бабушкой, которой 82 года. Очевидно, социальные службы, наблюдая за возможностями и состоятельностью бабушки, пришли к выводу, что этот человек не справляется с активным, подвижным, любознательным ребенком, и, по-видимому, такой неполноценный уход пожилого человека несет угрозу для ребенка, поскольку присматривать за живым подвижным ребенком в 82 года вряд ли возможно. Это случилось при том, что семья является положительной, самодостаточной, родители работают, никаких вопросов у соцслужб в Украине к ней не было. Но условия, в которые часть этой семьи попала за границей, - специфические, поэтому у соцслужб там и возникают вопросы",- объясняет аналитик Украинского Хельсинкского союза по правам человека Аксана Филиппишина.
Также, по ее словам, возникают подобные проблемы, когда мамы сопротивляются рекомендациям социальных служб в стране пребывания. Эти рекомендации, как правило, касаются размещения в том или ином регионе, в том или ином помещении, посещения учебного заведения. Непонимание того, что рамки в стране пребывания установлены местным национальным законодательством, пренебрежение ими приводит к беде. Конечно, украинцы свободолюбивы по своему духу, но то, что касается воспитания детей, в Европе очень жестко регламентировано. Там руководствуются принципом верховенства интересов ребенка и детоцентризмом. Интересы ребенка преобладают над интересами и правами взрослых людей. Поэтому там пристально контролируют, нет ли злоупотребления родительскими правами, тогда как некоторые наши родители считают, что они по отношению к ребенку имеют право на все.
Кстати, с 2006 года Украина является членом Гаагской конвенции о родительской ответственности. Документ вступил в силу у нас в 2008 году. С тех пор мы стали частью европейского сообщества в отношении прав детей, обращения с ними, когда речь идет о родительской опеке, о разводе родителей с ребенком и передаче его под опеку другим лицам. На практике исполнение этой конвенции заключается в немедленном реагировании со стороны компетентных органов на различные неприятные случаи, которые могут случиться с ребенком.
"Например, если на улице украинского города вы видите, как кто-то оскорбляет, бьет ребенка, то по законодательству вы обязаны немедленно сообщить об этом компетентным органам, в частности, в службу по делам детей, полицию. Независимо от того, какое гражданство имеет этот ребенок, он нуждается в нашем реагировании и защите. То же происходит и за рубежом: свидетели насилия или небрежного отношения к исполнению родительских обязанностей обращаются в соответствующие службы страны пребывания ребенка безотносительно того, кто этот ребенок по происхождению", - говорит представитель УХС.
Однако пока есть разница, как реагируют у нас и за рубежом в случае, когда может быть подозрение, что в какой-то семье пренебрегают интересами ребенка: у нас размышляют, можно ли помочь ребенку, а там сразу действуют.
Шаги к возвращению
Что делать украинцам, у которых соцслужбы за границей отобрали ребенка?
Прежде всего, им необходимо обратиться в наше консульство в той стране, в которой произошла неприятность, сообщить обо всем, что произошло, и попросить помощи. Дипломаты передают полученную информацию в Национальную социальную сервисную службу, которая сейчас является компетентным органом Украины по взаимодействию с другими странами в вопросах реализации Гаагской конвенции о родительской ответственности (вскоре эти функции возьмет на себя новая организация Держдіти). Ее специалисты совместно с органами опеки и попечительства собирают информацию о семье за период ее пребывания на территории Украины: не попадала ли она в поле зрения социальных служб, бережно ли родители относились к ребенку и тому подобное. Они также выясняют, будет ли возможность социального сопровождения при возвращении ребенка в семью и возвращении семьи в Украину, обеспечении услугами. Вся эта информация рассматривается судами и может быть учтена при решении вопроса о дальнейшей судьбе ребенка.
Если требуется консультация с адвокатом, можно обратиться в представительство одной из международных юридических компаний, безвозмездно помогающих беженцам во многих странах. Одним из них является Датский совет по делам беженцев, который может предоставлять безвозмездное юридическое сопровождение в 30 странах мира.
Галина Гирак