Заочные приговоры оккупантам: сядут ли преступники за решетку
Некоторые российские оккупанты, совершившие на территории нашей страны военные преступления и нарушившие законы и обычаи войны и которых смогли идентифицировать, осуждены заочно. Что дает такое наказание?
Только 17 обвиняемых - в тюрьме
К сожалению, пока неизвестно, когда может закончиться захватническая война, развязанная россиянами в Украине, но органы прокуратуры уже идентифицируют жертв войны, пострадавших и преступников, которые уже второй год несут украинцам потери, страдания и смерть.
"На сегодняшний день мы задокументировали более 124 тысяч военных преступлений, совершенных оккупантами. Подавляющее большинство их - это повреждения гражданских объектов. В наших производствах зафиксировано уничтожение или разрушение более 150 тысяч гражданских объектов. Это жилые дома, критическая инфраструктура, объекты энергетики, школы, садики, больницы. При этом часть Украины остается оккупированной, поэтому постичь реальные последствия действий врага на это время невозможно. Нет такого вида военного преступления, которое Россия не совершила бы на нашей земле", - отметил генпрокурор Андрей Костин в эфире национального телемарафона "Единые новости".
Но, по его мнению, самое страшное - это преступления, от которых страдают люди: убийства, ранения, пытки, сексуальное насилие, насильственные исчезновения и принудительная депортация детей и взрослых. В ходе расследований уже подтверждена гибель более 12 тысяч гражданских украинцев и ранения - более 19 тысяч гражданских лиц, среди которых 537 погибших и 1269 раненых детей. Однако эти цифры наверняка будут еще больше, когда правоохранители получат достоверную информацию с оккупированных территорий.
"В настоящее время мы уже установили и сообщили о подозрении 540 представителям Российской Федерации, из которых 24-м - в порядке очного производства, то есть при физическом присутствии подозреваемого. Мы уже завершили досудебное производство по 365 обвиняемым, передали эти материалы в суд. По состоянию на сегодня 102 человека получили приговоры в украинских судах во время полномасштабной войны. Из них 17 - российские военные, задержанные и представшие перед украинским судом, остальные - 85 - приговоры заочные",- сказал генпрокурор.
Надежды не только на Интерпол
Костин объяснил, зачем суды выносят заочные приговоры преступникам, ведь создается такое впечатление, что заочный формат ничего не изменит.
"Для многих из пострадавших от военных преступлений России важен даже заочный приговор, чтобы они знали, что мы сделали все возможное для восстановления их достоинства. Мы используем все законные пути и все технологии, чтобы обеспечить ответственность преступников",- подчеркнул генпрокурор.
Правозащитники считают, что заочное привлечение к ответственности - это один из методов документирования военных преступлений на территории Украины, в том числе и на временно оккупированных территориях.
"Если есть производство, лицо привлечено к ответственности и вынесен приговор, то Украина может направить соответствующее представление в Интерпол для того, чтобы осужденного объявили в международный розыск. Это ограничит передвижение по миру военных преступников. Подобное можно сделать еще и через правоохранительные органы других стран, чтобы они тоже подавали тех, кто у нас получил приговор, в розыск, и таким образом также ограничивали их передвижение. Далее, моделируем ситуацию, если изменится власть в РФ, то Украина сможет просить ее об экстрадиции преступников в Украину. Пока заочные приговоры - то, что мы можем делать, и это лучше, чем бы не делали ничего, ожидая, когда будут более благоприятные условия для судопроизводства", - так прокомментировал нам ситуацию адвокат, основатель Восточной Правозащитной Группы Павел Лысянский.
Первый заочный приговор объявлен в 2015 году
Рассмотрение дел без присутствия обвиняемого - достаточно распространенная практика в международной судебной системе. Ведь такие процессы позволяют устанавливать справедливость даже тогда, когда преступников невозможно найти сразу законными способами.
"В Украине такую возможность добавили в законодательство после российского вторжения в 2014 году. Первый заочный приговор объявил Славянский горрайонный суд в ноябре 2015 года. Тогда к девяти годам заключения с конфискацией имущества приговорили бывшего горловского милиционера, перешедшего на сторону россиян и возглавившего захваченное управление МВД. Он был обвинен в участии в террористической организации",- отмечают в Центре прав человека ZMINA.
Первый заочный приговор за военные преступления после полномасштабного вторжения в 2022 году получил 23-летний россиянин, командующий ротой лейтенант Сергей Штайнер. Его признали виновным в жестоком обращении с жителями захваченной территории. С 9 марта 2022 он вместе со своими подчиненными находился в селе Лукьяновка Киевской области, где отдавал приказы грабить местных жителей. В частности, у одного из потерпевших по приказу Штайнера россияне украли телефон, бензиновый генератор и 10 бетонных плит, а также раздавили техникой его личный автомобиль. Кроме того, по данным прокуратуры, Штайнер отдавал приказы расстреливать гражданские машины.
Согласно закону, заочный приговор предполагает, что человека задержат, как только удастся его найти. Это может произойти даже на территории другого государства. Однако для того, чтобы другие страны могли поймать такого преступника, его нужно объявить в международный розыск. К сожалению, ведущая международная организация криминальной полиции Интерпол нередко отказывается вносить в список разыскиваемых людей, которых Украина подозревает в делах о национальной безопасности или военных преступлениях. Возможно, это международное ведомство расценивает такие дела как политические, а не уголовные.
"Интерпол себя показал во время войны как организация, которая не всегда идет нам навстречу, играющая в политику организация, а не выполняющая функции, для которых она и была основана",- заявил министр внутренних дел Игорь Клименко.
Однако даже когда преступников объявляют в международный розыск, это не гарантирует того, что их привлекут к ответственности или передадут Украине. Напомним, что после того, как в конце 2023 года финские стражи порядка задержали Яна Петровского, которого украинские правоохранители подозревают в терроризме, Украина попросила Финляндию экстрадировать его. Однако финский Верховный суд отказал в этом, он сослался на выводы ЕСПЧ о ненадлежащих условиях содержания в пенитенциарных учреждениях Украины.
При этом Финляндия начала собственное расследование вероятных военных преступлений Петровского в рамках универсальной юрисдикции. Это удобный правовой инструмент, благодаря которому любая страна, принявшая соответствующие законодательные нормы, может приступить к расследованию тех международных преступлений, которые совершены не на ее территории и не ее гражданами. Сейчас уже не менее 24 стран мира проводят собственные расследования военных преступлений в Украине. Однако, сколько бы еще государств ни присоединились к этому процессу, основной массив преступлений будут расследовать именно украинские правоохранители, а приговоры этим преступникам будут выносить украинские суды.
Галина Гирак