Всемирный банк, несмотря на войну, прогнозирует Украине рост экономики
На чем основывается оптимизм, какие сценарии возможны, от чего зависит, какой сбудется и какие есть другие прогнозы.
По мнению экспертов Всемирного банка, экономика Украины продолжит рост в этом году. А в случае прекращения войны, в следующем году рост ускорится. Какие сценарии рассматривает Всемирный банк и какие есть другие прогнозы?
Прогноз Всемирного банка на текущий год
В свежем Экономическом обзоре для региона Европы и Центральной Азии, Всемирный банк (ВБ), несмотря на войну, прогнозирует Украине на этот год рост на 3,2%. В то же время рост замедлится по сравнению с предыдущим прогнозом.
“Рост валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в 2024 г. замедлится до 3,2%, из-за меньшего урожая и постоянного дефицита рабочей силы”, - говорят в ВБ.
ВБ также прогнозирует увеличение инфляции в 2024 г. до 9,5% с 5,1% в прошлом году по мере снижения влияния разных факторов.
Ожидается, что дефицит текущего счета в текущем году увеличится до 7,8% ВВП с 5,4% ВВП в прошлом году, госдолг вырастет с 86,8% ВВП до 96,3% ВВП, а чистые прямые иностранные инвестиции упадут до 0,8% ВВП с 2,4% от ВВП.
“Прогнозируется, что государственный и гарантированный государством долг стабилизируется на уровне около 98% ВВП в среднесрочной перспективе. Этот сценарий подвергается значительным рискам ухудшения ситуации из-за уязвимости экономической траектории Украины к дефициту внешнего финансирования и возможного продолжения активных боевых действий после 2024 г.”, - отметили в ВБ.
По мнению экспертов ВБ, экономические перспективы страны остаются обусловленными донорской поддержкой и продолжительностью российского вторжения.
По последним оценкам ВБ, стоимость восстановления экономики Украины выросла до 486 млрд долл., что более чем вдвое превышает размер довоенной экономики страны в 2021 г.
Перспективы на следующий год – лучше
Перспективы на следующий год выглядят лучше. ВБ подтвердил прогноз роста экономики Украины на 2025 г. – 6,5%. Это произойдет благодаря повышению уровня экспорта и увеличению инвестиций. В свою очередь инфляция будет снижаться.
В то же время, если боевые действия в текущем году не завершатся, то есть риски ухудшения ситуации.
“Макроэкономические риски, возникающие из-за продолжающихся активных боевых действий и неопределенности относительно сроков и объема внешней помощи, продолжают расти и могут потребовать корректировки политики, если риски ухудшения ситуации материализуются”,- отметили в Банке.
В случае реализации худшего сценария Украине придется начать экономить и урезать социальные расходы.
“Эта корректировка может повлиять на социальные расходы и трансферты домохозяйствам, от которых зависит большинство бедных, что может подтолкнуть многих из них погрузиться еще глубже в нищету”,- говорят в ВБ.
По мнению банка, ключевыми приоритетами является восстановление средств к существованию путем интеграции перемещенного населения и ветеранов на рынки труда, обеспечение непрерывного предоставления социальных услуг и поддержка домохозяйств в восстановлении после имущественного ущерба.
Прогноз для региона
В ВБ считают, что в целом экономический рост региона Европы и Центральной Азии замедлится до 2,8% в текущем году после значительного усиления до 3,3% в 2023 г.
Несмотря на то, что экономики России и пострадавшей от войны Украины возобновили свой рост, а также, несмотря на более устойчивое восстановление в Центральной Азии, рост регионального производства, вероятно, останется в целом неизменным в 2025 г.
“Медленный рост еще больше отсрочит восстановление региона после недавних потрясений, в частности продолжающегося вторжения России в Украину, пандемии и кризиса стоимости жизни в 2022 г.”, - констатируют в ВБ.
Другие прогнозы
В Госбюджете Украины указано, что рост ВВП в этом году ожидается на уровне 4,6%. А вот в НБУ считают, что реально этот показатель увеличится на 3,6%. В то же время там ухудшили прогноз на 2025 г. – с 6% до 5,8%.
Рост ВВП возможен в первую очередь благодаря сохранению высоких бюджетных расходов. Это может происходить на фоне больших объемов международной помощи.
В Министерстве экономики также дают положительные прогнозы по развитию ВВП.
“Украинская экономика продолжает адаптироваться и приобретать характеристики экономики военного времени”, - отметила министр экономики Юлия Свириденко.
В свою очередь в МВФ ожидают, что в 2024 г. рост ВВП Украины снизится до 3-4% по мере продолжения войны, а риски ухудшения перспектив остаются исключительно высокими.
Экспертное мнение
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что прогнозы Всемирного банка несколько оптимистичны.
“Прогнозы ВБ предполагают, что в 2025 г. война в Украине закончится. Но это маловероятно. Скорее всего, война будет продолжаться и поэтому прогнозы ВБ нужно будет пересматривать в сторону ухудшения”, - считает эксперт.
В то же время, по мнению эксперта, рост ВВП Украины будет продолжаться даже в случае продолжения войны, хотя и не столь быстрыми темпами, как считают во Всемирном банке.
“Бизнес уже научился работать в условиях войны. Поэтому я считаю, что будет рост на уровне 3%. В первую очередь будет расти Военно-промышленный комплекс (ВПК)”, – говорит он.
Однако, по его мнению, страну ждет большая инфляция и, к сожалению, нам не стоит ожидать нормального инвестирования, пока не закончится война.
В свою очередь Богдан Данилишин, профессор Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, экспредседатель Совета НБУ в колонке для Espreso.TV пишет, что в начале 2024 г. продолжается тенденция возобновляемого роста.
“Ключевыми факторами поддержки положительной экономической динамики были инвестиционный спрос, генерирующий бюджет, и благоприятные погодные условия для проведения строительных работ; экспорт продукции аграрного производства и ГМК Украинским морским коридором (движение гражданских судов из и в порты Великой Одессы), что стимулирует возобновление деятельности транспортной отрасли (железнодорожного транспорта и работу портов); наращивание производственных мощностей в добывающей промышленности и стабильная ситуация в энергетике, а также фактор дополнительного календарного дня”,- считает эксперт.
Виктория Хаджирадева