Бить по союзникам: кому Путин может предоставить оружие
Глава Кремля Владимир Путин пригрозил ударами по странам, поставляющим оружие Украине. Эксперты поразмышляли, кого Россия может использовать, как "асимметричный ответ" Западу.
Чем угрожает Путин
В среду, 5 июня, российский диктатор Владимир Путин заявил, что Россия может осуществить асимметричный ответ на поставки Украине дальнобойного оружия для атак по территории РФ. Мол, Москва может отправить вооружение такого же класса "в те регионы мира, где будут наносить удары по чувствительным объектам" западных стран.
В начале общения со СМИ глава Кремля утверждал, что не угрожает лидерам Запада, ведь это "моветон". Но позже, комментируя возможность ВСУ атаковать военные цели на территории РФ, заговорил иначе.
"Мы думаем на тему о том, что если кто-то считает возможным поставлять такое оружие в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России?"- спросил лидер государства-агрессора.
Он предупредил, что "удары по РФ с участием стран Запада" будут означать прямую войну против Российской Федерации. Отдельно Путин угрожал Германии.
Реакция украинских властей на заявления Путина не заставила себя ждать. Советник председателя ОПУ Михаил Подоляк в разговоре с 24 каналом заявил, что на самом деле Путин очень боится НАТО и не умеет воевать против великих держав, поэтому вся его пресс-конференция была посвящена призыву не давать оружие Украине.
В свою очередь представитель Главного управления разведки Андрей Юсов в эфире телемарафона подчеркнул, что заявление Путина о намерениях террористических действий в мире будут дополнительными доказательствами на суде по его военным преступлениям.
"Наконец государство-террорист и путинский режим начинает в порыве истерики публично говорить вещи, о которых в кремлевских кабинетах говорят давно. А на самом деле уже даже делали, потому что ряд ударов и террористических актов в разных уголках мира уже осуществлялся с использованием именно российского оружия. Поэтому речь может идти только о легализации этой практики",- заявил он.
Россия уже предоставляет оружие
Юсов напомнил, что Россия в большинстве случаев сотрудничает с непризнанными организациями, а также террористическими группировками. Более того, Россия уже использовала их для терактов на территориях других стран.
"В конце концов, когда Путин говорит, что кому-то будет передавать российское оружие, вопрос - кому? С какими режимами и с какими группировками в мире сотрудничает Кремль? На самом деле речь идет в основном о непризнанных структурах, о террористических организациях или о каких-то режимах, которые пришли к власти в результате недемократических военных процессов",- уточнил Юсов.
Аналитики Defense Express в свою очередь пишут, что Кремль начал давать своим сателлитам ракеты, которые можно использовать против Запада за полтора года до того, как высказал эту угрозу.
"И здесь мы имеем в виду то, что в начале февраля 2023 года РФ передала Беларуси ракеты для Искандера, которые нарушают сразу две фундаментальные международные договоренности", - говорится в материале.
Еще в 2011 году Сирия получила от России как минимум два береговых ракетных комплекса П-800 Оникс, отмечают в Defense Express. Также Иран до 2022 года сообщал о своих планах получить такие ракеты, а Хезболла в октябре 2023 года решила вообще намекнуть о вероятном наличии Ониксов в своем распоряжении.
"Соответственно, уже есть основания ожидать, что описанную выше угрозу Путина сам Кремль может реализовать свои угрозы путем передачи режиму Лукашенко дополнительных ракет к ОТРК Искандер, или же режиму Башара Асада - поставкой дополнительных П-800 Оникс. Однако при этом нет оснований исключать вариант, что дальше события могут пойти по более экстремальной траектории, и что желаемые Ониксы таки получат для себя Иран и Хезболла",- объясняют аналитики.
Французские аналитики в свою очередь отметили, что страна-агрессор может разместить ракетное вооружение на той части территории Ливии, которую сейчас контролируют войска фельдмаршала Хафтара.
"Или же - что россияне могут вспомнить историю с демонстративным полетом двух Ту-160 в Венесуэлу в декабре 2018 года, и захотят „тряхнуть стариной“, буквально повторив такой перелет",- говорится в материале Opex360.
Редактор украинской службы американского аналитического центра Atlantic Council, издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today Питер Дикинсон в эфире телеканала FREEДОМ также поразмышлял, кому может поставлять оружие Кремль.
"Думаю, самый реальный регион - это район Красного моря, хуситы, потому что там есть люди, которые не боятся ответа от Америки. Передаст ли Россия ракеты Кубе и Венесуэле, чтобы они бросали их на Америку? Думаю, что это маловероятно. Передадут ли Ирану или Северной Корее? У них и так это есть. На самом деле у России очень ограниченные возможности ответить западным решением по ударам по России. Возможно, что мы будем видеть передачу оружия ХАМАСу или хуситам, или еще кому-то в этом регионе, кто может ударить по американским и западным кораблям, их структурам или интересам",- прокомментировал аналитик.
Следует отметить, что угрозы Кремля все меньше влияют на союзников.
"Для внутренней аудитории"
После угроз Путина союзники отреагировали на его слова. Президент США Джо Байден заявил, что Путин "беспокоит его более 40 лет" и глава Кремля - человек непорядочный.
"Мы не говорим о предоставлении им [украинцам] оружия для удара по Москве или Кремлю. Мы говорим об ударах просто через границу, где они подвергаются сильным обстрелам из обычного вооружения, которое россияне используют для вторжения в Украину, чтобы убивать украинцев",- заявил президент США.
Эксперты констатируют, что российские угрозы в сторону Запада все меньше срабатывают, в том числе и ядерный шантаж.
"Потому что, когда человек использует одну и ту же угрозу много раз и ничего дальше не делает, это теряет эффективность. И сейчас мы видим этот эффект. Сейчас западные лидеры понимают, что все-таки не стоит бояться Путина, не стоит себя ограничивать в действиях, "красные линии" России ничего не стоят",- отметил Питер Дикинсон.
А Вадим Денисенко, исполнительный директор Украинского института будущего, справедливо отмечает: если бы Путин мог наносить "асимметричные удары", он бы их давно нанес. А от того, что он сказал, такой возможности завтра у него не появится.
Эксперт отметил, что послание диктатора в первую очередь адресовалось прежде всего внутренней аудитории, которая в очередной раз получила "инъекцию крутости России", которая может угрожать США и ей за это ничего не будет.
"Асимметричный ответ Запада - это прежде всего попытка создать политические проблемы через те или иные протестные движения. Конечно, речь может идти и о передаче С300 хуситам, но прежде всего речь идет именно о сепаратистских движениях, наплывах беженцев и т.д",- пишет эксперт на своей странице в Facebook.
Он отметил, что сейчас Путин загнал себя в одномерное пространство: продолжение войны ради сохранения власти. Он не может сейчас остановиться, потому что тогда посыплется вся та внутрироссийская конструкция, которую он выстраивал.
"Остановка войны при Путине возможна теперь при двух сценариях: полное уничтожение Украины (как минимум, это означает перезагрузку украинской власти, подписание ряда „финских“ договоров образца окончания второй мировой и желательно, некий прообраз Ялты-2) или рост мощности силовиков (ФСБ) до того уровня, когда любая активность недовольных сведется к нулю", - отметил Денисенко.
Валерия Шипуля