Время МН: Никто не хотел уступать
"Скандал вокруг Лычаковского кладбища во Львове может надолго охладить польско-украинские отношения", пишет варшавский корреспондент российской газеты "Время МН" Валерий Мастеров.
21 мая должно было стать днем символического примирения Польши и Украины и подвести черту под болезненным для обоих народов историческим прошлым. На вторник во Львове была намечена не раз откладываемая торжественная церемония открытия "кладбища орлят", как в Польше называют участок Лычаковского кладбища, где похоронены жертвы польско-украинской войны в 1918-1919 годах.
Были уже установлены специальные камеры для показа маршрута следования обоих президентов, но в самый канун торжества Александр Квасьневский отменил свой визит, а Леонид Кучма принес извинения по поводу его срыва.
Спор вокруг места захоронения молодых польских добровольцев длится десятки лет. Устанавливались и разрушались памятники, менялась планировка усыпальницы. В советские времена были убраны обелиски, установленные в честь американских летчиков и французских пехотинцев, которые вместе с поляками воевали против Украины.
В конце восьмидесятых общественность, а затем и местные власти стали восстанавливать кладбище. Наконец опеку над его реконструкцией взяли на себя высшие государственные деятели обеих стран. После многочисленных трений, смены проектов и даже неоднократной приостановки строительства все же удалось прийти к общему соглашению относительно расположения могил и надписи на плите главного захоронения: "Неизвестным солдатам, геройски павшим в борьбе за Польшу".
Именно эта надпись, а точнее, слово "геройски", стало камнем преткновения на пути к символическому примирению. Львовские депутаты категорически выступили против такой надписи, которая якобы превращает кладбище в "пантеон славы польскому оружию".
Более того, на сессии горсовета Львова обсуждение вопроса об открытии польского кладбища сопровождалось всплеском националистических эмоций. Некоторые депутаты не только призывали "перестать гнуть шею перед поляками", но и утверждали, что Жешув и Хелм — это "украинские земли под временной польской администрацией".
О "свободном обмене мнениями" и решении горсовета отменить договоренность о структуре кладбища стало известно на берегах Вислы. Президент Александр Квасьневский сообщил журналистам, что "разочарован решением украинской стороны, которое не служит примирению между нашими народами". Он не видит возможности ехать во Львов, и если что-то и будет там происходить, то без участия польской стороны.
Мало сказать, что в Польше, активно выступающей ходатаем Украины в европейских структурах, в том числе и в НАТО, обескуражены этой ситуацией. Одни в этом перехлесте эмоций видят реакцию на "преждевременный сговор Варшавы и Киева" в обход самоуправления Львова. Другие считают, что это открытая демонстрация противостояния Кучме. Но как бы то ни было, по обе стороны границы считают, что этот конфликт надолго охладит отношения "стратегических партнеров".