Да или нет: когда Украина получит разрешение бить Россию по-настоящему
Разрешение бить западным оружием гораздо дальше по территории РФ стало бы для Украины сейчас настоящим подарком, учитывая прорыв на Курщине и необходимость защищаться от российских оккупантов. Как продвигается этот вопрос?
Производственная необходимость
Запрет поражать западным оружием цели по всей территории страны-агрессора РФ военные эксперты часто сравнивают с борьбой Украины со связанными руками. Где-то так и есть: силы участников противостояния не равны по определению. Россияне бьют и по ВСУ на линии фронта, и по любым объектам в тылу нашей страны всем, что только летает и взрывается. А украинцы могут поражать врага только оружием собственного производства. Более мощные средства - используют с огромным ограничениями.
О причинах такой политики Запада говорится немало: главным основанием эксперты называют опасения ядерной эскалации со стороны России. Впрочем, даже после прорыва ВСУ на Курщине кремлевцы так и "не расчехлили" свое ядерное оружие - говорят, по строгому приказу китайских "старших братьев".
На днях президент Украины Владимир Зеленский в Киеве провел встречу с двухпартийной делегацией Сената США (к нам пришли сенаторы США Линдси Грэм и Ричард Блументаль), во время которой стороны обсудили потребность ВСУ в применении дальнобойного оружия.
"Важно, чтобы украинцы и американцы в нашей защите нормальной жизни и свободы людей были действительно победителями. Сегодня встретился с делегацией Сената США. Обсудили, что конкретно нужно, чтобы завершить эту войну справедливо, в частности, нашу потребность в применении дальнобойного оружия", - написал Зеленский в телеграмм-канале по результатам встречи.
Вопрос использования дальнобойного оружия по РФ, очевидно, был там главным.
"Нужно это сделать. Чем более смелы решения партнеров, тем меньше может сделать Путин. Сегодня провел соответствующее совещание с МИД, Министерством обороны, Офисом президента, СНБО. Подготовили алгоритм действий, чтобы достичь сильных решений партнеров. Победных решений", - заметил президент в видеообращении 14 августа.
ВСУ помогают Западу созреть
Проблема, похоже, понемногу решается. Помогает, в частности, то, что Украина уже имеет положительный опыт применения западного оружия на территории России.
"Летом разрешение союзников помогло остановить наступление на север Харьковской области. Мы можем констатировать, что после того, как Силы обороны получили возможность поражать системы С-300 в Белгородской области, количество ударов по Харькову и области снизилось. Что сняло дополнительные риски", - напомнил руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко в блоге для РБК-Украина.
Украина также имела возможность использовать ствольную артиллерию и системы HIMARS, чтобы не давать врагу оперативно опрокидывать силы по всему фронту, - отметил он.
"Плюс, под огневым контролем находится трасса от Шебекино до Волчанска, отвечающая за логистику", - добавил эксперт.
К тому же, разрешение на действия в пограничной полосе помогло в подготовке операции в Курской области, поскольку ей предшествовали удары по местам передвижения, дислокации и логистике российских войск в этом регионе, - подчеркнул Мусиенко.
Так почему бы не закрепить эти успехи? И близки ли мы от получения "расширенного" разрешения на поражение военных целей на вражеской территории?
По мнению Мусиенко, успехи Вооруженных сил Украины в Курской области могут ускорить получение "зеленого света" по применению дальнобойного западного оружия для ударов в глубь Российской Федерации. Речь идет прежде всего о ракетах ATACMS и Storm Shadow/Scalp.
"Когда есть такие успехи, многие, особенно в США, хотят быть причастны к history of success - истории успеха. Недавний визит сенаторов в Киев и то, что они хвалили украинскую наступательную операцию, приближает разрешение. Думаю, теперь они начнут серьезно лоббировать перед американской администрацией вопрос ATACMS и не только", - сказал он.
При этом по Storm Shadow Украина может просить не просто разрешение, но и второй тип ракет на 450 км, - сообщил эксперт.
"Я бы обратил внимание, что в зоне наступательных действий ВСУ в Курской области у противника становится меньше возможностей для активной работы ПВО. А это расширяет возможности украинской авиации по применению дальнобойных ракет. Если мы говорим о Storm Shadow, это дало бы возможность наносить удары по местам концентрации живой силы, техники и других важных объектов. Это то, что называется поддержкой операций по воздуху - очень важный компонент, который нам помог бы", - отметил Мусиенко.
Решение уже близко?
Похоже, Украина вплотную приблизилась ко снятию со стороны США ограничений на дальнобойные удары по российской территории. Этому способствует отсутствие реакции Москвы на украинское наступление, - считает народный депутат, заместитель председателя Комитета Совета по вопросам нацбезопасности обороны и разведки Егор Чернев в эфире телемарафона.
И недавно делегация украинских парламентариев вернулась из США, где они провели множество встреч с конгрессменами Палаты представителей США.
"Все, с кем мы встречались, поддерживают снятие ограничения на использование вооружения. Кроме того, мы запросили и другие виды дальнобойного оружия, которых нет, но они точно есть на складах Соединенных Штатов", - отметил Чернев.
Депутат также напомнил, что снятие ограничений на удары по военным объектам в России поддерживает сенатор-республиканец Линдси Грэм.
"Сейчас большинство республиканцев заняли именно такую позицию. Больше колеблется сама администрация (президента США - ред.), от их решений зависит это самое предоставление дальнобойного вооружения", - уточнил он.
Впрочем, американские конгрессмены находятся на каникулах и вернутся к работе только в сентябре. Поэтому согласование соответствующего законопроекта Конгрессом США отнимет много времени, - рассказал нардеп.
"Мы начали уже сейчас писать письма на Белый дом, на Пентагон, чтобы все же сменить позицию администрации. Имея сегодня на земле такие реалии, как любит говорить Путин, операцию в Курской области и никакой эскалации со стороны РФ, я думаю, мы достаточно близки к снятию ограничений и получению другого дальнобойного оружия", - подчеркнул депутат.
В то же время он отметил, что Украина могла бы избежать любых резких шагов на земле, "если бы у нас было дальнобойное оружие, которым мы с территории Украины уничтожали всю военную инфраструктуру врага".
Кстати, регламентирующий международные отношения в этой сфере Режим контроля за ракетными технологиями (неформальная ассоциация стран, правительства которых договорились соблюдать соответствующие правила в области нераспространения ракетного оборудования - ред.) - "уже фактически бездействует, потому что РФ передала Беларуси ракеты для ОТРК Искандер, чем ее окончательно разрушила", отметили в Defense Express.
Так что мяч сейчас - на поле западных партнеров Украины.
"Потребности Украины растут, но, я думаю, мы продолжим ей помогать - в том числе новыми и более дальнобойными вооружениями, которые вы увидите в работе на фронте уже этим летом", - заявляла еще в мае экс-заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд.
Тогда, по данным Defense Express, речь шла об ATACMS с дальностью 300 км; крылатой ракете для самолетов тактической авиации AGM-158 JASSM, потому что именно она интегрирована под F-16 (это ракета с 450 кг боевой частью, аналогичная по возможностям Strorm Shadow/SCALP - ред.); и, конечно, вишенкой на торте могли оказаться дальнобойные крылатые Tomahawk для пуска из наземных пусковых установок.
Впрочем, эксперты Defense Express указывали, что возможность бить западным вооружением только по оккупированной территории является значительно большим ограничением, чем условная дальность ракет.
Ирина Носальская