Секретная ядерная стратегия США: из-за каких стран ее обновили
В марте этого года Байден утвердил засекреченный план ядерной стратегии, впервые переориентированный на недопущение увеличения арсенала некоторых ядерных государств.
Без электронной версии
Этот документ, обновляемый примерно раз в четыре года, - засекреченный, он даже не имеет электронных копий. Однако недавно двум должностным лицам президентской администрации было разрешено намекнуть на это изменение – в достаточно ограниченных изречениях. Об этом идет речь в публикации New York Times.
Как отмечает издание, план также призван подготовить США к возможным скоординированным ядерным вызовам со стороны Китая, России и Северной Кореи.
Ожидается, что незасекреченное сообщение для Конгресса о пересмотре будет направлено до того, как Байден покинет президентский пост в январе 2025 года.
"Эта администрация, как и четыре предыдущие администрации, выпустила "Обзор ядерной политики" и "Руководство по планированию применения ядерного оружия". Хотя конкретный текст Руководства засекречен, но его существование ни в коем случае не секрет",- сказал представитель Белого дома Шон Саветт. И заверил, что документ не является ответом на какое-либо конкретное лицо, страну или угрозу.
Вместе с тем еще раньше, в июне, старший директор по контролю над вооружениями и нераспространением Совета национальной безопасности Пранай Вадди уже ссылался на этот документ. Он отметил, что новая стратегия подчеркивает "необходимость сдерживания России, КНР и Северной Кореи одновременно", сообщает Европейская правда.
Эти официальные лица указали, что такой шаг был только вопросом времени, когда принципиально другая ядерная среда начнет менять американские военные планы и стратегию.
Со времен президентства Гарри Трумэна эта ядерная стратегия была преимущественно сосредоточена на арсенале Кремля. Новые директивы Байдена свидетельствуют о том, как стремительно происходят изменения. Китай упоминали в последнем ядерном пособии, изданном в конце правления администрации Дональда Трампа. Сейчас стратегия Байдена усиливает фокус на росте ядерных амбиций китайского лидера Си Цзиньпина: там планируют, что ядерные силы Поднебесной увеличатся до 1000 боеголовок к 2030 году и 1500 к 2035-му. Это достигнет где-то уровня США и России.
Кроме того, Китай прекратил диалог с Соединенными Штатами по ядерной безопасности, что было важным фактором в предотвращении риска ядерной эскалации. Последний раунд переговоров между США и Китаем состоялся осенью прошлого года, накануне встречи Байдена и Си в Калифорнии, где они пытались возобновить отношения между странами. Однако китайская сторона уже тогда намекала на то, что не заинтересована в дальнейших переговорах по американским поставкам вооружения Тайваню.
Учитывая эти изменения, стратегия Байдена сосредотачивается на необходимости сдерживания не только России, но и Китая и Северной Кореи одновременно, что является беспрецедентным вызовом американской ядерной политики.
"В прошлом казалось маловероятным, что американские противники смогут скоординировать ядерные угрозы для того, чтобы превзойти американский ядерный арсенал. Однако Россия и Китай развивают партнерство и обычные вооружения, которые Северная Корея и Иран предоставляют России для войны в Украине, коренным образом изменили мышление Вашингтона"- отмечает The New York Times.
Кстати, в Госдепе США в июле пообещали отслеживать действия России на фоне новых ядерных угроз Кремля.
Как сообщалось раньше, Россия еще до полномасштабного вторжения в Украину готовила свой военно-морской флот в случае потенциального конфликта с НАТО для ударов ракетами с ядерными боеголовками по объектам в Европе.
Реакция Китая
На информацию о том, что в США обновлена ядерная стратегия, предусматривающая меры по сдерживанию Китая от расширения его ядерного арсенала, отреагировали в Китае.
"Соединенные Штаты в последние годы распространяют нарратив о так называемой ядерной угрозе со стороны Китая, что является лишь поводом для уклонения Вашингтона от своих обязательств по ядерному разоружению и получению стратегического преимущества",- заявила спикер МИД КНР Мао Нин.
Она добавила, что США имеют самый прогрессивный ядерный арсенал на планете и продолжают вкладывать значительные средства в модернизацию своей ядерной триады.
"Китай серьезно озабочен соответствующими сообщениями. Факты полностью доказали безосновательность раздуваемой Соединенными Штатами в последние годы теории о так называемой китайской ядерной угрозе",- заявила представитель китайского МИД.
Тем временем глава комитета по разведке Палаты представителей США республиканец Майк Тернер заявил, что Иран может объявить себя ядерным государством "до конца года".
Он обвинил политику администрации президента США Джо Байдена в том, что это означает серьезную эскалацию, которой США пытались избежать в течение многих лет, сообщает CBS news.
"То, что мы видим сейчас, при этой администрации, Иран может объявить себя государством, владеющим ядерным оружием, до конца этого года, причем появились сообщения, что такая возможность существует",- отметил Тернер.
Он обвинил администрацию Белого дома в том, что она "не привлекает Иран к ответственности за хакерские атаки и дезинформацию".
"Нет никакого ответа, который бы влиял на Иран или имел сдерживающий эффект или привлек к ответственности",- добавил Тернер.
Этот комментарий обнародовали после недавних высказываний бывшего президента Дональда Трампа о том, что он "не стремится быть плохим к Ирану" и что США будут "дружественны" этой стране. Также он отметил, что Иран "не может иметь ядерного оружия, и мы все настроены на то, чтобы убедиться, что у них действительно нет ядерного оружия".
Напомним, что Трамп вышел из ядерного соглашения с Ираном в 2018 году, утверждая, что это соглашение, на которое были потрачены многонациональные усилия, направленные на сдерживание иранской ядерной программы, - наоборот, дало возможность Ирану накопить ядерное оружие.
Тернер же, в свою очередь, сказал, что Трамп "настроен против Ирана", однако признает сильные стороны своих противников, а это значит "не иметь слабости со своей стороны". Он также добавил, что "Дональд Трамп оказывал на Иран большее давление, чем любая другая администрация".
Галина Гирак