Проблема с ВПЛ: почему люди возвращаются в оккупацию

Корреспондент.net,  31 октября 2024, 15:10
💬 0
👁 907

Власть жалуется: мол, переселенцы все чаще возвращаются в оккупацию. Эксперты в свою очередь напоминают о сокращении выплат ВПЛ и невозможности прожить на эти средства семьей.

"Ситуация ухудшается"

Омбудсман Дмитрий Лубинец сообщил: в Украине ухудшается ситуация с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ).

"По состоянию на сейчас ситуация ухудшается - у нас уменьшается количество ВПЛ, ведь они возвращаются на ВОТ Украины и прифронтовые города из-за социально-экономических трудностей на новом месте! Это вызывает серьезное беспокойство.Я поднимал данный вопрос на уровне правительства. Государство должно прямо говорить на какую денежную помощь человек может рассчитывать, чтобы он имел уверенность в своем будущем", - заявил омбудсмен.

Позже председатель Комитета Верховной Рады по организации государственной власти, регионального развития, местного самоуправления и градостроительства, глава политической партии Слуга народа Елена Шуляк сообщила, почему так происходит.

"ВПЛ становится меньше не потому, что они находят новый дом на контролируемой территории.Они просто возвращаются в оккупацию. Делают свой тяжелый выбор, оказываясь перед дилеммой: жить в условиях оккупации или в нищете без поддержки государства - они возвращаются на ВОТ", - пишет Шуляк на своей странице в Facebook.

Фактически, государственная политика в вопросе поддержки ВПЛ полностью провалена, заявила руководительница политической партии Слуга народа.

Летом 2024 года председатель рабочей группы по вопросам жилья парламентской ВСК по защите прав ВПЛ Максим Ткаченко называл количество ВПЛ, которые вернулись в оккупацию.

"В первую очередь, из-за жилищных проблем и отсутствия средств уже почти 130 тысяч переселенцев вынуждены были вернуться домой, в зону боевых действий или даже на ВОТ.В то же время ВПЛ - это то сокровище, на которое мы будем опираться, восстанавливая Украину после победы. Поэтому очень важно для государства поддерживать ВПЛ, помогать им становиться на ноги на новом месте", - заявил Ткаченко в комментарии Укринформ.

Уже в конце октября нардеп уточнил количество ВПЛ, которые вернулись в оккупацию: это более 150 тысяч человек.

И таких людей может становиться все больше.

Без єВідновлення

Петр Андрющенко, советник городского головы Мариуполя, прямо говорит: государство избавляется от ВПЛ. В блоге для LB.ua он пишет о сокращении программы єВідновлення.

"Так в 2025 году в проекте бюджета на єВідновлення предусмотрено всего 500 млн грн.Причем не бюджетных, а грантовых средств от Банка развития Совета Европы. Собственных - ноль. Ни одной гривны не заложило Правительство для финансирования программы", - пишет Андрющенко.

Советник городского головы Мариуполя напомнил, что с начала запуска в мае 2023 года на єВідновлення было направлено 13,5 млрд грн. Теперь это "ноль".

"Это наглядная демонстрация отношения как к ВПЛ, так и к экономике в целом.Почему? Потому что єВідновлення - это о строительстве нового жилья взамен утраченного. Новое жилье - это не очень большой, но достаточный мотиватор для застройщиков. По крайней мере в условно безопасных городах, таких как Ужгород или Черновцы", - отмечает Андрющенко.

По состоянию на сейчас, более 68 тыс семей уже получили компенсации по єВідновленню. Деньги, которые получали переселенцы, попадали в экономику и позволяли эвакуированным социализироваться в новых городах и начать все сначала.

"Все это теперь закончилось.Очередная хорошая (что является редкостью) инициатива Правительства превратилась в тыкву. Государство в очередной раз демонстрирует через своих министров, что эвакуированные не просто не целевая аудитория для заботы, а раздражающий фактор. От которого постоянно пытаются избавиться. При том, что количество и география эвакуации растет ежемесячно, увеличивая количество лишних для государства людей. Людей, у которых осталась только Родина, которая отворачивается от них", - приходит к выводу Андрющенко.

О проблемах с программой єВідновлення пишет и Елена Шуляк. Она отмечает, что главная и базовая потребность ВПЛ - это собственное жилье. Помочь должны были бы две государственные программы: єВідновлення и єОселя. Но они практически не работают.

"Государственная ипотечная программа єОселя своими условиями просто недоступна для ВПЛ, из которых лишь единицы смогли ею воспользоваться. єВідновлення на 2025 год вообще не предусматривает государственного финансирования, только относительно небольшие средства от международных доноров.И даже если бы они были, выплат за жилье на ВОТ по программе єВідновлення, несмотря на успешный Мелитопольский эксперимент, нет. Когда будут? Никто не знает", - пишет Шуляк.

Она добавляет, российские оккупационные власти активно используют ситуацию для своей пропаганды, предлагая компенсацию в размере 45 тысяч рублей за каждый квадратный метр разрушенного жилья. Это создает иллюзию поддержки, что дополнительно стимулирует возвращение ВПЛ на оккупированные территории.

Но проблемы с восстановлением - лишь часть проблемы. Переселенцам банально не хватает денег на аренду жилья и питание.

"Тысяча Зеленского" помогла бы

В своей заметке Шуляк пишет, что государственная политика по ВПЛ провалена и "как фиговый лист прикрывается копеечными выплатами". А денег переселенцам действительно платят немного. Люди могут получить выплаты в размере 2000 гривен (для переселенцев старше 18 лет) и 3000 гривен (выплаты детям до 18 лет и лицам с инвалидностью). Добавим, что эти средства часто задерживают, объясняя это "техническими проблемами".

Но даже эти деньги получить трудно. С 1 сентября 2023 года начали вводить ограничения на выплаты переселенцам, из-за чего многие люди их лишились.

"До 80% переселенцев помощь потеряли.И кто попал в основные группы риска? Трудоспособные люди, логика правительства была ошибочна. Якобы за год люди должны найти источники доходов и решать личные вопросы. Даже если человек нашел работу учителем, врачом или по другой специальности, вопрос жилья все равно открыт. Зачем у работающего человека забирать деньги на аренду жилья?", - говорит эксперт по социальной и экономической политике, экс-глава Минсоцполитики Павел Розенко в разговоре с изданием Фокус.

В 2025 году денег будет еще меньше. По словам Павла Фролова, председателя временной специальной комиссии Верховной Рады по вопросам защиты прав ВПЛ, проект бюджета на 2025 год предусматривает выделение 48,5 млрд гривен на поддержку переселенцев. Это на 9,1 млрд гривен меньше, чем в прошлом году. Это сокращение повлияло на количество лиц, имеющих право на помощь, снизив их численность с 2,5 миллионов в начале 2024 года до чуть более миллиона человек.

Фролов отмечает, что утвержденный правительством критерий дохода является несправедливым.

"Если доход семьи превышает 9444 гривны в месяц, она теряет право на получение выплат.Однако это нереалистичная сумма для того, чтобы обеспечить минимальные потребности в жилье и продуктах, особенно если это одинокий человек", - отмечает он.

Еще одним ограничительным критерием является наличие депозита в размере 100 тысяч гривен, что также вызывает волну критики. Не все переселенцы могут свободно пользоваться такими средствами, поскольку депозиты могут быть наследством или отложенными на случай болезни.

"Если человек серьезно заболел, такие сбережения растворятся моментально на лекарства", - отмечает депутат, подчеркивая несправедливость таких ограничений.

С другой стороны, появилась инициатива "тысяча от Зеленского", согласно которой каждый гражданин имеет право получить 1000 грн. Многие эксперты пишут, что вместо раздачи средств всем и каждому, их можно было дать наиболее уязвимым категориям населения, тем же ВПЛ. Например, инвестиционный банкир Сергей Фурса на своей странице в Facebook предлагает не разбрасываться деньгами, а финансировать лишь конкретные адресные программы.

"У нас точно есть гораздо более важные потребности, например, по ВПЛ.Это люди, которые потеряли все из-за агрессии РФ и точно нуждаются в поддержке", - убежден эксперт.

Валерия Шипуля

ТЕГИ: беженцы оккупация субсидии компенсация переселенцы Финансовая помощь Война в Украине