СМИ.ru: Крым - татарский?

12 июня 2002, 09:40
💬 0
👁 322

Дата 18 мая 2002 года - 58 лет со дня депортации крымско-татарского народа с территории Крымской АССР - была обставлена лидерами репатриантов особым способом: вспоминали о жертвах депортации, "о страшных злодеяниях, совершенных коммунистическим режимом". Примечательно, что ни одно крымское или киевское издание в порыве сочувствия к "угнетенному народу" не отметило странное невнимание крымских татар к другой дате - возвращения на историческую родину и исправления "исторической несправедливости", пишет Алина Лисенкова в российском издании СМИ.ru.

Для татар, привычных к требовательной риторике, тема репатриации и дотационных программ на обустройство нацменьшинства - очевидно невыгодная. Зато дата депортации - идеальный информационный повод не только для акцентирования своих нереализованных прав, "неравноправного статуса", но и для демонстрации своих растущих политических требований. А их у крымских татар немало.

За поствыборный период крымские татары успели набрать весомые политические очки и увеличить свой вес не только на территории АРК, но и на общеукраинском поле.

Этому способствовали следующие факторы:

1. . В автономии произошла мягкая смена власти - ярый противник "особых прав крымско-татарского народа" ещен с поста спикера Верховной рады АРК по формирования нового состава республиканского парламента. Новое руководство республики не только сотрудничает с крымскими татарами, но в немалом количестве содержит их в своих рядах.

По итогам парламентских выборов татары солидно представлены в органах власти. Фактически крымских татар представлено даже больше, чем по данным меджлиса, который не включает в свои данные тех представителей своего народа, которые не согласны с его политической линией.

Не случайно впервые за последние годы митинг по поводу годовщины депортации не вылился в противостояние с властями.

2.

Украинская власть, движимая стремлением соответствовать западным образцам, периодически демонстрирует декларативное желание отметиться в своей заботе об интересах крымско-татарского народа. Забота эта продиктована, в первую очередь, желанием показать, что отношение киевской власти к нацменьшинствам меняется, и меняется в лучшую сторону.

Режим разговора о положении крымских татар на полуострове ведется в форме отчетности перед сопредельными регионами и мировой общественностью. На встрече с послом США на Украине в конце мая новый крымский спикер Борис Дейч всячески подчеркивал, что появились "реальные предпосылки для улучшения межэтнического соглашения для качественно нового политического и межкультурного диалога между всеми представителями крымского общества". Этому, сказал крымский спикер, содействует расширение представительства крымско-татарского народа во всех органах власти. В местные советы избрано 922 представителя крымских татар, 6 крымских татар являются депутатами ВР Крыма"

То есть крымские татары в определенной степени представляют собой региональный индикатор национальной политики Киева и активно пользуются этим своим статусом. Это логично, поскольку, движимая намерением интеграции в ЕС и евро-атлантические структуры, Украина, естественно, не может игнорировать проблемную диаспору, которая все более тяготеет к закрытости и автономности от украинской власти. Стремление в цивилизованное сообщество диктует Киеву особые правила обращения с нацменьшинствами, тем более с такими проблемными, как крымские татары.

3.
- .

Правда, остается вопрос: неужели другие депортированные в сталинские годы народы, а их немало (армяне, болгары, немцы, греки), пострадали меньше? Остается предположить, что политическое руководство имеет для того, чтобы теребить старую тему, все возможности, в том числе и финансовые. Фактор "незаслуженного унижения" исламского народа стал практически главным национальным акцентом, создающим ориентир на замкнутость, озлобление.

-

Приведем самый яркий пример работы крымско-татарского PR. Татарское меньшинство нисколько не было ущемлено в своих правах по отношению к русскоязычному населению в довоенные советские годы. Скорее даже наоборот. Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. В основу административного деления - автономной республики - был положен национальный принцип. Во всех школах дети нацменьшинств учились на своем родном языке. Но недовольных советской властью татар было, как оказалось в 1941 году, очень много.

Российский историк И.В.Пыхалов в своей книге "Время Сталина: факты против мифов", изданной в 2001 году, утверждает, что после начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Процитируем докладную записку зам. наркома госбезопасности СССР Б.З.Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А. Серова на имя Лаврентия Берии, датированную 22 апреля 1944 г.: "...Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма..."

Таким образом, (даже если высокие чекистские чины и несколько завысили его размеры). Это подтверждается и данными по отдельным населенным пунктам. Так, в деревне Коуш из 132 призванных в 1941 г. в Красную Армию дезертировали 120 человек. Затем началось прислужничество немецким оккупантам. "С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татар-националистов, не грабя их имущество открыто, так, как они поступали с русским населением, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения", - писал начальник 5-гo партизанского района Красников. Многие татары использовались в качестве проводников карательных отрядов против партизан. По данным российского историка Н.Ф. Бугая, "в подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму, состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар".

В Крыму с 1942 по 1944 годы издавалась весьма интересная газета "Азат Крым" ("Освобожденный Крым"). Приведем лишь одну характерную цитату из номера от 10 марта 1942 года: "Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района) и окрестностей собрались для молебна... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!".

Парадокс истории состоит в том, что выступившие на последнем митинге 17 мая лидеры крымско-татарского народа Айвер Нурулаев, Радван Ибрагимов, делегаты Курултая Мустафа Чонкай, Рает Рамазанов с возмущением говорили о "виновниках трагедии своего народа", называли цифры, приводили факты, свидетельствующие о вкладе крымских татар в Великую Победу над фашизмом, о его "трудовом героизме в годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны" (!!!)

Видимо, коллаборационизм усилиями крымско-татарской пропаганды теперь тоже включается в понятие "трудового героизма"…

Цели и стратегия крымских татар: политика + демография

Изолированное, мало интегрированное в социальные структуры исламское сообщество - таково на текущий день реальное положение основной массы крымских татар, если не брать в расчет элитную верхушку, прошедшую в органы власти АРК и Верховную раду Украины.

Вместе с тем уровень их социального участия несравним с уровнем агрессивного политического участия, эффективность которого растет на глазах. На фоне существования собственных социальных инфрастуктур в виде школ, церквей и СМИ, крымские татары активно стремятся к повышению своего представительства как в Верховной раде АРК, так и в Верховной раде Украины. До сих пор с учетом того, что Крым - парламентская республика, татары позиционировали повышение представительства в ВР АРК как первостепенную стратегическую задачу. Однако в изменившихся условиях, когда слишком независимое руководство в лице Леонида Грача наконец сброшено, крымские татары в краткосрочной перспективе начали переориентацию на Верховную раду Украины.

Что касается политического менталитета крымских татар, то, с одной стороны, он отмечен акцентированным комплексом "незаслуженно обиженных", и вся логика их действий подчинена императиву "восстановления справедливости". Вот лишь некоторые из требований весьма умеренной части крымско-татарской элиты. В резолюцию, cоставленную по итогам митинга, записано: "Восстановление прав крымско-татарского народа в Крыму как коренного, восстановление национально-территориальной государственности, обеспечение гарантированного представительства в органах власти и возмещение ущерба, причиненного народу".

С другой стороны, таковой считать трудно. Сейчас, когда после цикла парламентских выборов на Украине и в АРК протеже "обиженного" крымско-татского меджлиса заняли командные высоты в парламенте и правительстве, несомненно, и без того нескромные амбиции крымских татар вырастут по экспоненте. Количество крымских татар в аппаратах обоих органов власти АРК увеличилось почти в три раза, представленность в Верховной раде Украины выросла до семи депутатов (самый высокий показатель представленности нацменьшинств), в местные советы избрано 922 представителя крымских татар, 6 крымских татар являются депутатами ВР Крыма. В прошлом неформальный лидер крымских татар Мустафа Джемилев - теперь народный депутат Украины. Заместитель спикера ВР - член меджлиса и член совета представителей крымско-татарского народа при президенте Украины Ильми Умеров - также крымский татарин.

На фоне активного политического участия крымские татары не брезгуют выступить в качестве реципиентов различных государственных программ по социальному финансированию и обустройству репатриантов.

Со своей стороны, киевские и с недавних пор региональные власти "несправедливость", сложившуюся по отношению к крымским татарам, заинтересованы всячески компенсировать. Так, в 2001 году пресс-служба Севастопольской городской госадминистрации сообщила о планах создания специальной должности заместителя председателя этого органа, на которую будут назначаться исключительно крымские татары. Кстати, в Крымской Автономии это давно стало нормой. И первый пример тому - вице-премьер правительства Крыма Лентун Безазиев. Плюс национальная татарская квота в крымском парламенте - при том, что ни греки, ни болгары, ни немцы (тоже депортированные из Крыма) подобных квот не имеют.

Что касается требования восстановления крымско-татарского народа как коренного, то оно подкрепляется вполне вескими демографическими аргументами. В начале 80-х не составлявшие и 0,5% населения Крыма, сегодня крымские татары - уже третьи после русских и украинцев. И тенденция сохраняется. Причем не только за счет продолжающейся миграции из Узбекистана, но в первую очередь из-за традиционной у татар многодетности. Крымско-татарские семьи заводят в среднем по 5-6 детей на фоне зафиксированного в ходе недавней переписи населения общего сокращения украинского и русского населения Крыма. Активисты крымско-татарского движения неоднократно заявляли, что уже через 20 лет татары составят большинство населения Автономной Республики Крым. В этих условиях превращение крымских татар в доминирующую по демографическому, политическому и конфессиональному показателям группу, а затем и в титульную нацию АРК не выглядит утопией.

Кроме того, на повестке дня сейчас вопрос о необходимости перехода к массовому строительству жилья для татар в крупных городах Крыма (во времена депортации татары привыкли к городскому укладу жизни, а по возвращении в Крым их, как правило, селят в сельской местности), а также о перемещении татарских поселков из северных районов полуострова на более престижный южный берег Крыма. Несложно отметить, что реализация двух этих мер может привести к качественно новой динамике в территориальном распространении татар по Крыму, их ползучей экспансии в города и на южные курорты. Таким образом, характер расселения крымских татар эволюционирует от схемы "мест компактного проживания" к дисперсной схеме, когда очаги проживания репатриантов укрупняются и распространяются на новые районы автономии, а границы расселения размываются.

Без активного вмешательства такое положение будет развиваться к . Если проанализировать состояние элитной верхушки крымских татар, то очевидно, что каркас органов власти у крымских татар уже есть. В условиях унитарной Украины мирно уживается меджлис - постоянно действующая исполнительная власть, располагающая региональными подструктурами. Периодически созывается законосовещательный орган - курултай, утверждающий законы, обязательные к исполнению крымскими татарами. Надо отметить, что ни в одном другом регионе Украины независимая легислатура просто немыслима, и тем более она немыслима в виде непризнанной де-юре структуры.

Уже сейчас татары хотят сделать АРК территориальной единицей, выделенной по территориальному принципу. Основные претензии касаются того, чтобы предоставить крымско-татарскому языку статус официального, а полуостров превратить в национально-территориальную автономию в составе украинского государства.

Структура крымско-татарской политической элиты

На общекрымском уровне татары существенно разделены на три основных кластера:
- ориентированные на исполнительный орган крымских татар меджлис и его региональные ячейки (на данном этапе это доминирующая часть элиты);

- входящие в Совет старейшин при Верховном совете АРК (наиболее политкорректная, легитимная часть крымско-татарских политических лидеров, рекрутируемая по квотному принципу);

- экстремисты по линии Турция - , откровенно спонсируемые исламскими странами (Турция, Иран).

Председатель меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев, недавно занимавший жестко оппозиционную позицию к экс-спикеру Верховной рады АРК Леониду Грачу, - наиболее авторитетный лидер крымских татар и пропагандист антироссийской политики, ныне успешно сотрудничающий с новым спикером Борисом Дейчем.

Джемилев активно берет на себя презентацию социально-экономических интересов крымско-татарского народа, и, как свидетельствуют некоторые вбросы о финансовых махинациях лидера крымских татар, - не всегда удачно.

В мае правительство Украины утвердило программу расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, возвратившихся в Крым на постоянное жительство. Ее главная задекларированная цель - обеспечить репатриантов жильем и доступом к объектам коммунального и социально-культурного обслуживания, инженерной инфраструктуры. Реализация бюджетной программы теоретически позволит обеспечить жильем почти 2,5 тыс. семей репатриантов, построить 162 км электросетей, 590 км водопроводов, 327 км газопроводов, 183 км канализационных сетей, 5 школ, 8 фельдшерско-акушерских пунктов, а также другие объекты социально-культурного назначения.

Все, казалось бы, гладко, однако параллельно в крымских СМИ было распространено заявление подполковника милиции Владимира Кирсанова. Повод для письма - повестка на имя М. Джемилева с предписанием явиться на допрос в качестве свидетеля. Приведем наиболее красноречивый фрагмент:

"Расследуя уголовные дела в отношении должностных лиц, работавших в системе УКСа Госкомнаца АР Крым, а также коммерческого "Имдат-Банка" Симферополя по фактам хищений государственных денежных средств, выделенных из бюджета Украины по программе возвращения и обустройства в Крыму депортированных граждан, я пришел к выводу, что эти деньги в огромном количестве расхищались не только при молчаливом согласии меджлиса, но также и при активном участии его членов. Более того, я утверждаю, что специально, по чьей-то злой воле, при региональных меджлисах, а зачастую и самими руководителями этих организаций на местах создавались фиктивные строительные организации (как правило, в штат которых входили только директор и бухгалтер), и этими конторами типа "Рога и копыта" в духе Остапа Бендера строились "потемкинские деревни", мусульманские кладбища, памятники и тому подобное, а деньги из госбюджета обналичивались и расхищались. Я приведу только небольшой перечень таких фирм: в Советском районе - ООО "Кара-Даг", в Керчи - МЧП "Каранфиль", в Ленинском районе - МЧП "Дельта"" ).

Все это к вопросу к легитимности крымско-татарских лидеров. Естественно, о юридической легитимности говорить сложно, поскольку меджлис не признан как политическая организация в правовом пространстве Украины. Речь скорее о легитимности и способности представлять интересы нации в глазах общественного мнения, в частности крымско-татарского народа, вернее об отсутствии и того, и другого.

Татары в "постграчевском" Крыму

Мустафа Джемилев откровенно признает, что завершение "эпохи Леонида Грача" в Крыму устранило основной дестабилизирующий фактор на полуострове. Параллельно крымско-татарское руководство всячески приветствует первые шаги нового руководства Верховного совета и Совета министров автономии, направленные на "устранение последствий авторитаризма прежнего руководства Верховного совета Крыма"

Новое руководство АРК, состоящее преимущественно из регионального представительства "За единую Украину!", проводит вышеописанную общеукраинскую линию декларативной толерантности в отношении крымских татар. Посетивший Крым во время траурных мероприятий, посвященных годовщине депортации, вице-премьер Владимир Семиноженко заверил журналистов, что фракция "Единая Украина" готова проголосовать за закон о статусе крымских татар. Крымские татары ответили встречной любезностью: 6 из 7 крымских татар, избранных депутатами Верховной рады АРК при поддержке Курултая крымско-татарского народа, заявили, что будут сотрудничать с парламентским большинством Крыма, сформированным региональными ячейками "За единую Украину!".

Международные контакты крымских татар

Тот факт, что крымские татары находятся в зоне пристального внимания ряда стран исламского мира, постоянно актуализирует проблемы нацменьшинства и исламского фактора в Крыму. Наибольшую заинтересованность проявляют Турция и Иран: в виде официальных визитов, финансирования, гуманитарной помощи. Послы этих стран проводят встречи не только с официальными лицами АРК, но и с Мустафой Джемилевым, муфтием мусульман Крыма Аджи Эмир-Али Аблаевым, подчеркивая таким образом значимость крымско-татарской проблемы в мусульманском мире.

. Крымские татары, в свою очередь, являются самым эффективным инструментом влияния в регионе. Они эффективно транслируют элементы культурной, экономической и политической экспансии Турции в Крыму. Турки финансируют строительство мечетей на полуострове, домов отдыха на южном берегу Крыма, покупают строительные фирмы, приглашают к себе учиться крымско-татарскую молодежь. Турецкие корабли (пока - береговой охраны) уже швартуются у севастопольских причалов. Татары, в свою очередь, выступают с ответными мерами. Практически с самого начала возвращения депортированных не прекращаются попытки перевода татарской письменности с кириллицы на латиницу (после такой реформы татарское письмо стало бы похожим на турецкое).

Украинское руководство реагирует на стремление крымских татар к международной правосубъектности (термин "коренной народ", прописанный в законодательстве, предполагает международную правосубъектность обладателя) на редкость индифферентно. Более того, официальные лица Крыма проводят обсуждение крымско-татарской проблемы фактически в форме . Расписывая детали возвращения и обустройства депортированных на встречах с руководством стран исламского мира, киевские официальные лица делают ударение на том, что "президент Украины внимательно следит за всеми проблемами крымских татар, а представители народа имеют возможность два-три раза в год встречаться с главой государства и сообщать информацию о своих проблемах из первых уст".

Причины такого трепетного отношения украинской власти к крымским татарам назвать однозначно сложно. Не исключено, что движимое комплексом "младшего брата" украинское руководство фактически вырастило в Крыму "пятую колонну", выступающую проводником растущего влияния Турции на полуострове.

Данное направление латентно присутствует в арсенале меджлиса - пока в качестве гарантии своего правового статуса и получения финансовых дотаций из бюджета. Крымские татары всячески выступают за возвращение в Крым миссии ОБСЕ, в чьи функции входит предупреждение возможных конфликтов (ОБСЕ свернула свою деятельность на полуострове в 1999 году).

Несложно предположить, что смена власти в Крыму на прокиевскую активизирует все международные экономические и политические связи крымских татар. На место российских инвестиций, активно привлекавшихся Грачом, придут, в первую очередь, турецкие деньги, а вместе с ними и растущий финансовый фундамент крымских татар.