НГ: Москва-Киев: торг завершен
"Украина провозглашает свою монополию на европейском рынке газа", пишет журналист российской "Независимой газеты" Варвара Агламишьян. "Украина уже почти что почувствовала себя монополистом на европейском газовом рынке", отмечает автор.
На днях премьер-министр республики Анатолий Кинах заявил о "научном доказательстве того, что как минимум на 10 лет вперед энергетическая безопасность Европы будет зависеть от Украины и от надежности ее газотранспортной системы".
Разумеется, речь идет о планах по созданию международного консорциума по управлению украинскими газопроводами, которые были обнародованы в недавнем совместном заявлении президентов Украины и России, а также канцлера Германии Герхарда Шредера. Кинах отмечает, что это "серьезный шаг вперед в укреплении национальных интересов Украины на Европейском континенте".
Уже сегодня украинский премьер подпишет распоряжение о создании специальной экспортно-аналитической группы по подготовке украинских предложений о создании газотранспортного консорциума. В них правительство республики намерено "максимально учитывать национальные интересы".
По мнению Кинаха, "после такого заявления Украины, России и Германии, к которому проявили интерес и другие европейские страны, в частности Франция и Италия, весь мир понял, что Украина является неотъемлемой частью системы энергетической безопасности Европы и что с ней надо считаться". Теперь, как считают в Киеве, "исчезли все возможности политических спекуляций на темы "обходного газопровода" и "санкционированного отбора". Начинается "прозрачная работа на равноправных рыночных условиях", заявил Кинах, напомнив о необходимости модернизации газотранспортной системы Украины, "чтобы она стала технически и технологически надежной и конкурентоспособной".
Строго говоря, это уже вторая попытка сдачи украинских газопроводов в концессию. В прошлый раз - в ноябре 2001 года - похожее предложение было уже сделано "Газпрому", Shell, Gaz de France, Ruhrgas и Wingas. Российская газовая монополий должна была в соответствии с предложениями украинской стороны заплатить за участие в консорциуме 10 млрд. долл. Но "Газпром" счел эту цену слишком высокой. Gaz de France и Ruhrgas также восприняли предложения Украины сдержанно.
Стоимость украинской газотранспортной системы, по данным на сентябрь 2000 года, когда завершилась проведенная по просьбе ЕБРР экспертная оценка, составила 26 млрд. долл. (из них 3 млрд. - стоимость подземных хранилищ). На сегодня эта оценка может быть выше - 28,7 млрд. долл. газопроводы и 6,1 млрд. долл. - хранилища. Причем еще в 2000 году износ основных фондов в транспортной системе республики равнялся примерно 50%. Пропускная мощность газопроводов Украины рассчитана на 170 млрд. кубометров газа в год. Сейчас через Украину транспортируется более 90 млрд. кубометров российского экспортного газа.
О том, насколько жизнеспособной окажется идея нового консорциума, можно будут судить уже к концу этой недели. 21 июня в Харькове Анатолий Кинах намерен подписать с главой российского правительства Михаилом Касьяновым долгосрочное соглашение об объемах транзита природного газа по украинской территории.
Это соглашение на 10 последующих лет будет предусматривать поставки природного газа в объеме около 110 млрд. кубометров ежегодно, что несколько больше, чем в настоящее время. Подписать этот договор и урегулировать наконец свои взаимоотношения стороны не могут уже несколько лет.
Сначала мешало воровство нашего транзитного газа со стороны Украины, затем споры о величине задолженности, торги вокруг участия "Газпрома" в приватизации транспортных сетей республики и прочее. Возможно, что на этот раз договор будет подписан. Ведь для России участие в консорциуме (который в принципе и создает основу для урегулирования газовых отношений с братской республикой) является не самым плохим выходом из украинского тупика.
Как уже неоднократно заявлялось, строительство обходных магистралей обойдется компании дороже, чем ремонт газопроводов на Украине. А увеличения экспортных потоков с нашей стороны в ближайшие годы не ожидается. Так что России придется действовать по формуле: если не можешь подавить чью-то инициативу, ее нужно возглавить и направить. И если Украина так стремится дружить с Европой, нужно, чтобы это проходило при нашем непосредственном участии.