Схеффер: Вы нужны мне
Генеральный Секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер рассказал на чате с читателями Корреспондент.net о преимуществах вступления Украины в НАТО, о новых обязанностях нашей страны, а также о защите, которую может предоставить Альянс в случае нападок соседей.
Угрожает ли присоединение Украины к НАТО безопасности России?
Я думаю, что все могут предвидеть мой ответ. Конечно же нет. Я могу это объяснить. Какая-либо страна, которая присоединяется к Альянсу, всегда делает это по собственному желанию. Ни одна страна не обязана этого делать, никто никого не заставляет это делать. Следующее, НАТО, его расширение, которое мы наблюдаем на протяжении последних лет, никогда не было направленно против какой-либо страны. НАТО это военно-политическая организация. Как вы можете увидеть, она имеет свои преимущества. Это и привлекает другие государства. Украина также высказывает свое желание присоединяться к Альянсу. Но это решение будут принимать исключительно сами украинцы и Ваше государство. Если украинцы решат присоединяться, тогда уже страны-члены НАТО будут решать принимать ли Украину в свою организацию. Таким образом, ни одна другая страна не будет принимать участие в том, станет ли Украина членом НАТО или нет.
Вы можете дать честный ответ на вопрос о том, зачем Украина нужна НАТО?
Все мои ответы честные. По крайней мере, я всегда стараюсь быть честным. Я думаю, что в существующих отношениях между Украиной и НАТО есть множество позитива, поскольку украинские военные, которые принимают участие в операциях НАТО, демонстрируют очевидные плюсы. Везде, где бы я ни был, будь то Афганистан или Косово, Балканы, или наши тренировочные миссии в Ираке, везде, где я наблюдал за украинскими военными, они демонстрировали нам позитив. В этом смысле наши отношения успешны. И так считаю не только я как Генеральный секретарь, но и те представители 26 стран-членов НАТО, которые сегодня приехали в Украину и проводят встречи с регионах с целью пообщаться с украинцами о НАТО и обсудить вопросы, которые волнуют украинцев. Дело в том, что сегодня мы проходим этап интенсивного взаимодействия по результатам решения, которое приняли государства-члены НАТО в Бухаресте относительно ПДЧ Украины. Я надеюсь, это честный ответ. И пусть тот, кто считает его нечестным, скажем мне от об это открыто.
Как вы относитесь к антинатовским протестам в Украине?
Я считаю, что протесты, а я между прочим, видел акции и за и против – это право граждан высказывать свою собственную позицию. Я готов общаться с противниками НАТО и развеять те мифы, которые существуют в обществе. Мифы о том, что присоединение к НАТО значит размещение военных баз а территории Украины или угрожает ее суверенитету. Я готов разговаривать с оппонентами Альянса, но только тогда, когда они будут достаточно проинформированы о его деятельности.
Сможет ли НАТО защитить Украину от посягательств России?
Я бы не хотел обсуждать этот вопрос, прибегая к такой терминологии. Я не думаю, что в России есть такие амбиции по этому поводу. Но, тем не менее, принятие решений по поводу присоединения Украины к НАТО будет решаться между Украиной и Альянсом. Ни одна третья сторона не будет иметь на это решение влияния. Я знаю Россию, я знаю, что ее отношение к расширению НАТО неоднозначно. Но мы сотрудничаем с этой страной во многих сферах. Хотя, некоторые политики в России периодически заявляют, что присоединение к НАТО Украины направленно против нее. Но, в общем, я не думаю, что у России есть какие-либо планы по отношению Украины.
Спишут ли автоматы Калашникова из украинского вооружения в случае вступления Украины в НАТО?
Не считаете ли Вы, что Германия на саммите в Бухаресте заняла позицию касательно Украины и Грузии исключительно по договоренности с Россией, и о внутренней убежденности Германии речь не шла?
Возможно мой ответ покажется таким же размытым как и этот вопрос. У меня есть вопросы по присоединению Украины к ПДЧ. Но, моя позиция как Генсека НАТО врядли усилится если я буду комментировать те позиции, которые занимают некоторые члены Альянса. Я не буду комментировать позиции отдельных государств. Больше по этому поводу мне сказать нечего.
Я нужен НАТО? Почему?
ОК, господин или госпожа Аноним, вы нужны мне, если вы готовы пойти за мной и обсуждать со мной честно и открыто вопрос вступления Украины в НАТО. И, если бы этот аноним сказал, что он выступает против НАТО, то это было бы лучше. У нас были бы более убедительные и основательные дебаты. Поэтому да, господин или госпожа Аноним, вы нужны мне.
Украина политически стабильная страна?
Я бы сказал да. Но, опять таки, я вижу много изменений в Украине. Колоссальных изменений. Я вижу, что в этой стране иногда происходят слишком яростные, но демократические дебаты. Вы, должно быть знаете, что я из Нидерландов. У нас в Нидерландах, Бельгии, также есть похожие дебаты. Стабильность – это наявность дебатов. Если дискуссия закончилась, то на ее основе должно быть принято решение, которое потом будет реализовываться. Опять таки, те дебаты, которые я вижу в Украине – здоровые дебаты.
Скажите, а не лучше ли быть Украине нейтральным государством?
У меня есть некоторые проблемы по поводу термина нейтральность в 21 веке. Потому что термин нейтральный возвращает нас в те времена, когда мышление базировалось на противостоянии двух блоков. Я повторю, только украинцы будут решать, каким будет из внешнеполитический курс в 21 веке.
Какова, по Вашему мнению, должна быть реакция украинской стороны на заявления некоторых российских чиновников о планах вернуть России Крым?
Я не могу вмешиваться в эти дебаты. Для Генсека НАТО ни мудро, ни корректно вмешиваться в дискуссии между Украиной и Россией. Я читал много аналитических материалов россиян по поводу этих претензий. И, я думаю, что общим будет принцип: поддерживайте и поощряйте стабильность и мир, а также уважайте территориальную целостность государства. То же самое касается и Украины. Тем более, я подчеркну, что я не считаю, что эти претензии отображают официальную позицию России.
Как вы оцениваете информационную кампанию о НАТО в Украине?
Информационная кампания по НАТО – это, в первую очередь, ответственность государства, которое хочет вступить в Альянс. Как я уже говорил сегодня на встрече с неправительственными организациями, это не только функция власти. Некая роль по информированию населения лежит и на частном секторе. Но, я не продаю эспрессо-машины. НАТО не производит кофеварок. Хочу подчеркнуть, что вступление в НАТО зависит, в первую очередь, от украинского народа. Учитывая, что окончательное решение по вступлению в НАТО должен вынести народ и правительство, а мы будем помогать тогда, когда это будет нужно.
Господин Схеффер, лично я не верю в военную агрессию России против Украины. Но, как говорят: Хочешь мира – готовься к войне. Вот лично вы пошли бы защищать Украину, в случае агрессии России?
Этот вопрос состоит из очень многих Если. Я рос во времена холодной войны, но она давно закончилась. Какой смысл допускать, что Россия может проявить какую-либо агрессию против Украины?! Давайте оставим эти Если в этом виртуальном мире, в котором они звучат сейчас и не будем превращать эти Если бы в реальность.
Какова роль Украины при возможном вступлении в НАТО? Получат ли наши предприятия ВПК и им подобные новые рынки сбыта для своей продукции? (например Антонов, самолеты производства которого арендует НАТО для своих операций)?
Я очень рад слышать этот вопрос, потому что тут проявляется еще один миф, который часто слышу. Миф о том, что если Украина приблизится к НАТО, это плохо отобразится на экономике, и, особенно на ВПК. Наоборот. Существенная часть украинской оборонной промышленности – военно-транспортная авиация. Украина является одним из ведущих государств в мире, которое ее изготовляет. Я считаю, что Украина и ее ВПК будут конкурентоспособными рядом с европейскими и американскими производителями. Сейчас НАТО использует украинскую авиацию для своих операций. Именно сейчас, пока мы с вами разговариваем. Так что это миф, а правда противоположна. Я бы хотел развенчать этот миф. Но мифов вокруг НАТО очень много.
Вы понимаете, что если Украина не станет участником ПДЧ в декабре, то многие украинцы, которые поддерживают НАТО разочаруются, и, возможно оставят мысль о присоединении в будущем?
Я считаю, что многие люди, которые поддерживают вступление Украины в НАто сейчас, будут делать это и в будущем. Как Генсек, моя роль – искать консенсус, поскольку НАТО принимает решение исключительно на основании консенсуса. Я делаю все, что от меня зависит, чтоб достигнуть этого консенсуса.
Господин Схеффер, в аналогичном интервью, проведённом в 2005 году вы не ответили на конкретно поставленный вопрос: "Что даст НАТО рядовому гражданину Украины?". Мне бы очень хотелось услышать ответ. Нам всем, рядовым гражданам хотелось бы.
НАТО даст Украине, в первую очередь, членство в уникальной семье демократических стран. НАТО расположено по обе стороны Атлантики и обеспечивает связь между Канадой и США а также членами НАТО в Европе. Членство в НАТО – это не только преимущества, но и обязанности. Среди преимуществ – возможность объединить усилия. Украина получит место за большим столом, возможность влиять на принятие решений в этой уникальной семье. Тот факт, что так много стран хотят присоединиться к НАТО свидетельствует о том, что НАТО является той организацией, которая пользуется спросом.
Что вы хотите пожелать простым украинцам, как генсек НАТО?
Мое пожелание, чтоб эта страна и дальше развивала свой внутренний курс, как суверенная и независимая страна Украина. Полностью демократическая страна, где внешнеполитический курс формируется по правилам, которые должны доминировать в демократических обществах. И я вас не удивлю, если скажу, что наше сотрудничество между НАТО и Украиной будет все более интенсивным.