Российская экономика держится на нефти
Банк России опубликовал данные платежного баланса за I квартал 2008 г. Рост сальдо торгового и платежного баланса эксперты связывают в первую очередь с большим притоком средств от экспорта нефти.
По сравнению с I кварталом прошлого года сальдо текущих операций выросло почти на 70% и составляет $37,683 млрд, а торгового баланса - на 73,4% (до $28,9 млрд).
Своим стремительным ростом оба показателя обязаны в первую очередь большому притоку средств, полученных от экспорта нефти, утверждают специалисты. Если в I квартале прошлого года цена барреля нефти составляла $50-60, то в этом году сильно зашкаливает за $100. Таким образом, не подтвердились предсказания о возможном схлопывании баланса, когда рост импорта превысит рост экспорта.
Цена за нефть установлена выше $142 за баррель на фоне угрозы нанесения Израилем удара по Ирану и заявления Международного энергетического агентства о возможной нехватке поставок нефти вплоть до 2014 г. Цена августовских контрактов на нефть марки WTI в Нью-Йорке поднялась на $2,53 до $142,53 за баррель. Стоимость фьючерса на нефть Brent на август на Лондонской бирже поднялась почти на 2% до $142,50 за баррель.
Специалисты объясняют восходящий тренд роста сальдо текущих операций неустойчивой ситуацией на мировых финансовых рынках и давлением лишней ликвидности. "Свободных денег в мире много, и разочарованные инвесторы вкладываются в нефтяные фьючерсы", — говорит главный экономист ИК Тройка диалог Евгений Гавриленков. Надо понимать, что отличные данные сальдо текущих операций не отражают спроса и предложения: "Это просто приток валюты в страну".
Потоки капитала оказывают гораздо большее давление на рубль, чем просто приток нефтедолларов, говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Поэтому высокое сальдо текущих операций не сильно сказывается на укреплении рубля.
Рост прямых инвестиций в нефинансовый сектор в I квартале составил 8% ($18,129 млрд). "Вроде бы неплохо, но все равно мало", — считает главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ Юлия Цепляева. "Это меньше 1% ВВП, — говорит она. — У стран Центральной и Восточной Европы приток прямых инвестиций превышает 1%. А это значит, что у России есть потенциал для роста".
К тому же курс доллара за год ослабел, следовательно, реальный рост долларовых инвестиций ниже, чем показывает отчетность, добавляет Гавриленков. 8% для динамики роста прямых инвестиций - не много, говорит аналитик Номос-банка Игорь Беляков, ведь кризис на мировых финансовых рынках отложил многие крупные сделки.
В двукратном сокращении роста объема заимствований в I квартале по сравнению с прошлогодним показателем ($8,3 млрд против $17,2 млрд) тоже виноват финансовый кризис. Удорожание денег в мире привело к снижению займов.