Кремль тратит десятки миллионов долларов на кинопропаганду
Присутствие премьер-министра Владимира Путина на съемках фильма Никиты Михалкова Утомленные солнцем-2, самого дорого фильма в истории постсоветской России, красноречиво свидетельствует о растущей роли, которую его правительство играет в российской киноиндустрии, пишет Los Angeles Times.
Основатель советского государства Владимир Ленин называл кино "важнейшим из всех искусств", и коммунистическое руководство считало фильмы одним из мощнейших инструментов пропаганды.
Теперь российское правительство пытается оживить традиции советского кинематографа, помогая продюсировать фильмы и телесериалы, которые пропагандируют политические взгляды Кремля, чернят его критиков и прославляют военные и разведывательные структуры.
Помимо картин Михалкова, завоевавшего всемирную известность еще в 1960-е годы и получившего в 1994 году Оскара за Утомленные солнцем, не многие финансируемые правительством ленты добиваются признания критики или кассового успеха, отмечает американская газета.
"История повторяется в виде фарса, и эта новая пропаганда кажется смешной в сравнении с советскими образцами", - сказал Юрий Валков, историк российской культуры.
Издание отмечает, что все 1990-е годы российская киноиндустрия занималась, главным образом, имитацией голливудских блокбастеров и попытками сохранить старые художественные традиции.
В новом тысячелетии правительство стало играть более значительную роль в кинопроектах и до сих пор является крупнейшим кинопродюсером в России. Недавно Путин предложил объединить три киностудии советских времен в гигантский государственный концерн.
Некоторые представители киноиндустрии - крупнейшей в Европе наряду с французской - приветствуют участие властей в создании фильмов.
"Правоохранительные органы - часть нашего государства, и правительство имеет право пропагандировать то, что считает нужным", - сказал Леонид Верещагин, продюсер принадлежащей Михалкову продюсерской компании 3Т, выпустившей несколько чрезвычайно патриотичных фильмов.
Однако критики утверждают, что влияние правительства душит наиболее критичных и творческих мастеров. Российские документалисты, например, не смогли бы снять документальные ленты, напрямую критикующие правительство, считает Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала Кинопроцесс.
"Майкл Мур в России невозможен", - сказал он, имея в виду американского режиссера, чья документальная лента Фаренгейт 9/11 содержала едкую критику администрации Буша.
В отличие от советских времен, сегодня отсутствует единая государственная концепция использования кино в пропагандистских целях. Теперь режиссеры знают, что могут получить государственную поддержку для кинопроектов, рекламирующих взгляды тех, кто находится у власти.
Фильмы, критикующие правительство или не разделяющие кремлевскую концепцию российской истории, могут столкнуться с проблемами на стадии съемок или уже после выхода в прокат.
В результате появляются картины вроде вышедшего в этом году фильма Александр. Невская битва, прославляющего жившего в XIII веке князя, спасающего свой город от нашествия шведов, усмиряющего восстание прозападной знати и присягающего на верность татаро-монголам.
"Яснее не скажешь: России нужен сильный лидер для защиты от враждебного Запада", пишет Los Angeles Times.
За последние годы российская разведка, МВД и военные ведомства профинансировали съемки, по крайней мере, дюжины телесериалов и фильмов, истратив десятки миллионов долларов на улучшение своего имиджа.
В прошлом году Фонд поддержки патриотического кино - некоммерческая организация, субсидируемая ФСБ, - стал продюсером Кода Апокалипсиса стоимостью $15 млн, снятого в стиле фильмов о Джеймсе Бонде.
Фильм провалился и у критиков, и у зрителей. Но провал не расстроил спонсоров фильма. Исполнительный директор фонда Олеся Быкова сказала, что в планах организации - художественный фильм, телесериал и интерактивные интернет-проекты, адресованные юной аудитории.
В финансируемых государством фильмах в роли плохих парней фигурируют враги Кремля, неумело замаскированные под вымышленных персонажей. Герой, явно срисованный с миллиардера Бориса Березовского, планирует теракты в фильме 2004 года Личный номер. Березовский в 2001 году бежал в Лондон после ссоры с Путиным.
По материалам Los Angeles Times (перевод Inopressa)