НГ: Нафтогаз загнали в угол
Украинская компания-монополист стоит перед угрозой банкротства. Об этом пишет корреспондент российской Независимой газеты Татьяна Ивженко.
Украинское правительство намерено отказаться от практики предоставления компании Нафтогаз Украины государственных гарантий под кредиты и заимствования. Если в госбюджете на текущий год на эти цели было заложено более 2 млрд. долл., то в уточненных показателях бюджета (Верховная Рада рассмотрит их скорее всего на следующей неделе) такой строки вовсе нет. Эксперты спорят, означает ли это последующую реструктуризацию, а возможно, и продажу украинской компании-монополиста.
О том, что Нафтогаз Украины на грани банкротства, в Украине узнали еще в прошлом году. Отдельные кредиторы компании в 2007 году заявили о готовности объявить технический дефолт. В тот момент ситуацию спасло только то, что правительство финансово поручилось за Нафтогаз Украины и одновременно гарантировало скорейшее наведение финансового и организационного порядка на рынке газа.
В данный момент, по информации высокопоставленных сотрудников Нафтогаза, общая задолженность компании составляет чуть более 2 млрд. долл. При этом планировалось, что для решения давних долговых проблем будут привлечены новые кредиты. На днях руководитель Нафтогаза Украины Олег Дубина подтвердил, что компания направила запросы о возможности получения около 2 млрд. долл. кредитных средств в 12 банках, 8 из которых ответили положительно. Однако государственная компания сочла полученные предложения недостаточно выгодными. Условия новых заимствований ухудшатся после фактического отказа правительства поручиться за Нафтогаз государственными средствами, уверены эксперты.
Премьер-министр Юлия Тимошенко неоднократно заявляла, что причина финансовых проблем государственной компании кроется в том, что с 2006 года все поставки газа в Украину и финансовые потоки контролировали компании-посредники РосУкрЭнерго и УкрГазЭнерго. Они обеспечивали газом все платежеспособные промышленные предприятия, а государственной компании остался только непривлекательный сегмент - предприятия теплокоммунэнерго и население.
С момента прихода на должность главы правительства Тимошенко пытается устранить обе компании, чтобы вернуть Нафтогазу монопольное положение на рынке.
Как известно, в марте украинское правительство договорилось с Газпромом о новых условиях работы. В этом году газ до украинской границы, как и ранее, поставляет посредник РосУкрЭнерго, в Украине весь газ продают структуры Нафтогаза. При этом дочерняя структура Газпрома - компания Газпромсбыт Украина - впервые в истории получила прямой доступ на украинский рынок: с мая она вправе поставлять газ промышленным потребителям общим объемом 7,5 млрд. куб. м в год. Это примерно десятая часть рынка. Впрочем, Юлия Тимошенко обещала, что в 2009 году схема будет другой. В частности, еще весной украинское правительство планировало вовсе отказаться от сотрудничества с РосУкрЭнерго.
Президент Виктор Ющенко требовал от правительства до июля решить вопрос об условиях поставок газа в Украину в следующем году. Однако Юлия Тимошенко, которую российский премьер Владимир Путин принял в Москве в конце июня, привезла в Киев только заявления о взаимопонимании. Олег Дубина утверждает, что переговоры о конкретных объемах и ценах будущих поставок завершатся в лучшем случае до сентября.
Ранее Дубина рассказал журналистам, что стратегия спасения Нафтогаза Украины состоит, в частности, в том, чтобы Газпром согласился с предложением Украины повышать цену на газ постепенно. Предполагалось, что в течение ближайших пяти лет цена достигнет европейского уровня. На следующий год планировалось индексировать цену 2008 года, которая составляет 179,5 долл. за 1 тыс. куб. м на границе. Конечная цена, по которой газ покупают на внутреннем рынке промышленные предприятия, уже в апреле превысила 300 долл. В интервью газете Зеркало недели Дубина пояснил, куда направляется разница в цене: "12% идут в спецфонд правительства, 8% – надбавка за транзитные услуги по доставке газа, около 15 долл. идет Нафтогазу (направляются эти средства на развитие компании). Не будем забывать и о 20% НДС".
Дальнейшее повышение закупочной цены приведет к коллапсу промышленности и экономики, считают эксперты. Однако украинские делегации в Москве не получили подтверждения, что Газпром готов поставлять Украине газ по льготному тарифу, несмотря на то что Туркмения и Узбекистан намерены повысить цены до уровня европейских.
Единственное, что может предложить Киев Газпрому, это участие в совместных проектах по разведке и добыче нефти и газа на Прикерченском участке континентального шельфа Черного моря. Сложность в том, что лицензию на разработку участка площадью около 13 тыс. кв. км в прошлом году получила компания Венко Интернешнл ЛТД, связанная с американской Vanco. Правительство уже несколько месяцев пытается оспорить право этой компании на монопольное положение на участке, однако президентский секретариат встал на защиту иностранного инвестора.
Олег Дубина, считающий, что необходимо подписать соглашения о новом направлении сотрудничества с Газпромом, поясняет: "Мало где в мире такую огромную территорию шельфа отдают в одни руки, одной компании... По сути, ситуация выглядит так: мы продали крупному спекулянту слишком большой кусок… Если бы мы разделили этот участок на 12-15 частей и выставили их на конкурс, то к сегодняшнему дню был бы уже толк. А так... работы на Прикерченском участке шельфа так и не начаты". Газпром никак не комментирует это заявление, поскольку оно не имеет юридической основы.
Руководитель Нафтогаза сделал на днях еще одно сенсационное признание: государственная компания находится в таком положении, что, возможно, лучшим выходом для нее были бы корпоратизация и продажа. Юлия Тимошенко ответила чиновнику резко: "Я не допущу акционирования и приватизации Нафтогаза".
Между тем финансовая ситуация в компании усложняется. Хотя украинские чиновники еще в мае рапортовали о погашении всех долгов Газпрому, но Владимир Путин во время встречи с Юлией Тимошенко мягко напомнил о 2,5 млрд. долл. газовой задолженности. Олег Дубина уверяет, что речь идет о долге, который накопили перед Газпромом посредники - РосУкрЭнерго и УкрГазЭнерго. Украинская сторона рассчиталась с ними полностью. В понедельник официальный представитель РосУкрЭнерго Андрей Кнутов опроверг слова Дубины, заявив, что долг числится именно за Нафтогазом. Но основные должники украинской государственной компании - предприятия теплокоммунэнерго, население и отдельные заводы - не могут погасить свои долги.