Известия: Век мовы не видать
Украинская праворадикальная партия "Братство" предложила провести украинизацию тюрем. Она творчески развила идею президента Виктора Ющенко, который недавно призвал армию говорить исключительно на мове, пишет Петр Иноземцев в российской газете Известия.
В тюрьме украинизаторское поле раскинулось широко. В 183 заведениях лишения свободы сидят 150 тысяч человек. Среди них - 1800 несовершеннолетних, которые, по мнению "Братства", легко поддаются изучению мовы. А 1463 осужденных пожизненно вообще должны посвятить освоению мовы все свои не растраченные на свободе силы. Среди них - Анатолий Онуприенко, убивший 52 человека и перекрывший "рекорд" Чикатило.
Как рассказал "Известиям" первый заместитель руководителя департамента исполнения наказаний Николай Ильтяй, в украинских тюрьмах содержатся 30 тысяч убийц, 537 осужденных за бандитизм, 29 тысяч разбойников и грабителей. Все они, по мнению "Братства", могут выйти на волю благодаря украинизации. Если следовать логике праворадикалов, скоро главным опознавательным признаком преступника станет певучая украинская литературная мова.
"Хочешь получить условное наказание - выучи гимн Украины и десяток украинских песен", - призывает "Братство", намекая, что не зря гимн начинается со слов "Ще не вмерла".
"Желаешь досрочно выйти на свободу - сдай экзамен на знание украинского языка и литературы", - предлагают в организации, которая готова украинизировать даже фонды тюремных библиотек. За изучение новой украинской литературы "Братство" предлагает выпускать на свободу грабителей и разбойников - видимо, чтобы грабили и разбойничали по-книжному.
В организации, не раз проводившей совместные марши с пропрезидентской партией "Наша Украина", убеждены: осужденные должны в обязательном порядке слушать по радио украинские песни, а также исторические рассказы. Они явно не общались с премьером Юлией Тимошенко. Проведя 42 дня в тюрьме, она заявила "Известиям", что самым страшным испытанием для нее стал просмотр в камере единственного доступного первого национального канала УТ-1 - с той самой "шароварной самодеятельностью".
"Братство" предлагает ввести в Уголовный кодекс понятие "ссылка" - чтобы отправлять западных украинцев в Крым для украинизации полуострова, а преступников с Донбасса селить в Закарпатье - там их научат на правильном языке родину любить.
Известный правозащитник Семен Глузман оценивает планы украинизации тюрем с точки зрения своей профессии - он психиатр. Глузман говорит, что нормальной идею выхода на волю за знание гимна не назовешь. Сейчас на украинизированной фене говорят разве что зоны Западной Украины. На востоке, юге и в центре феня интернациональна и украинизации не подлежит.
Как будет звучать на украинском воровской жаргон:
(Феня - украинский - перевод на русский литературный)
По фене ботаешь? - На фн розмовляеш? - Феней владеешь?
Он банк держал - Вiн банк тримав - Он воровал на вокзале
Он барахло загонял как ветошное - Вiн шмаття заганяв як дрантя - Он продавал ворованные вещи как свои
Это безответный фраер - Це безсловесний фрар - Это беззащитный человек
Она вспоминала за нафталин - Вона згадувала за нафталiн - Она вспоминала старые времена
Она давала уроки - Вона надавала уроки - Она бездельничала
Я тебе бебики потушу - Я тобi бебики вимкну - Я тебе глаза выколю
Это голый вассер - Це голий васер - Это неудача
Дал кусок хлеба добрый человек - Дав шмат хлiба добродiй - Случайно выдал на допросе соучастников
Он классный дурковод - Вiн файний дурководiй - Он отличный специалист по кражам из дамских сумочек
Он привык на шарманку - Вiн звик на шармака - Он привык за чужой счет.