Postimees: Как православный праздник стал политической склокой
Когда два православных патриарха шли бок о бок по Владимирской горке в Киеве, под объединением трех православных церквей подразумевался культ личности Московского патриарха, пишет Игорь Таро, журналист эстонского издания Postimees.
Празднование 1020-й годовщины крещения Киевской Руси стало поводом для агрессивных выступлений прорусски настроенных православных. Накануне совместной службы главы Константинопольской церкви патриарха Варфоломея и Московского патриарха Алексия II перед Киево-Печерской Лаврой собрались горячие сторонники последнего.
"Мы останемся под крылом Русской православной церкви!", "Россия, Украина и Беларусь - Святая Русь!" - эти и другие лозунги, утверждающие, что все иные пути ведут прямо в ад, держали в руках ряды встречающих Московского патриарха в Киеве.
Ослабить зависимость
Религиозный ландшафт Украины характеризует то обстоятельство, что в государстве действуют три организации, именующие себя Украинской православной церковью. Канонической церковью является лишь одна из них, которая подчиняется Московскому патриархату, а две другие не признает ни одна православная церковь мира.
Президент Украины Виктор Ющенко высказал пожелание объединиться всем украинским православным в единую национальную церковь, которая не была бы так зависима от политики России, как это сейчас происходит в филиале Московского патриархата.
К тому же существуют исторические вопросы, связанные с таким государственным образованием, как Киевская Русь. Для политиков тема государственного самоопределения представляет большую проблему, нежели споры относительно советского периода. Министерство иностранных дел России успело обвинить главного организатора праздничных торжеств Леонида Кравчука в оскорблении чувств православных верующих.
Всеобщая забота
"А что нам еще остается? - риторически отвечает Кравчук на вопрос о создании независимой от Москвы церкви в интервью газете "Коммерсантъ". - Мы, например, поминаем жертвы Голодомора в Украине, а православная церковь не принимает в них участия. Почему? Разве она не уважает память этих жертв? Конечно, уважает, но из Москвы получены инструкции. Я почитаю митрополита Владимира (глава Украинской церкви, подчиняющейся Москве), но он сам себе не хозяин, а только исполнитель приказов из Москвы. Разве это правильно?"
Президент Украины Виктор Ющенко открыто озвучил перед собравшимися на Софийской площади свое пожелание патриарху Варфоломею: "Я верую, что как Божий дар, как историческая истина и справедливость, в Украине возникнет своя национальная церковь. Я верую и прошу у Вашего Святейшества на это благословения".
Но Его Святейшество никак не отреагировал на обращение. Он лишь упомянул, что забота о единстве церкви и ее защита являются всеобщей.
Флот как яблоко раздора
За несколько дней до празднования крещения Руси в Киеве еще одно событие вызвало неодобрение украинских властей - торжества по случаю 225-й годовщины Черноморского флота в Севастополе. Праздничный салют состоялся вопреки запрету украинского руководства. Во время парада российские военные моряки вынуждены были отказаться от демонстрации полетов истребителей и вертолетов.
Непосредственно перед торжествами между Москвой и Киевом разгорелся дипломатический скандал, когда Украина выслала из аэропорта депутата Госдумы Константина Затулина и наложила годовой запрет на его въезд в страну. Затулин принадлежит к числу тех российских политиков, которые активно выступают за передачу Севастополя и Крыма России.
Сразу после объявления запрета на въезд в Украину Затулину пришло письмо от мэра Москвы Юрия Лужкова, который выразил удовлетворение, что он теперь - не единственная нежелательная персона в списке неугодных.