The Wall Street Journal: Владимир Бонапарт
Чем дальше российские танки углубляются в Грузию, тем более мир осознает подлинность наполеоновских амбиций Владимира Путина, идется в редакционной статье The Wall Street Journal.
Обеспечив себе авторитарный переход на пост премьер-министра при марионеточном президенте, Путин ныне старается возродить господство России в Евразии. Он взял на мушку Украину, и даже страны Балтии могут оказаться под угрозой, если Путину позволят действовать безнаказанно. Запад должен заявить, что Грузия - это уже чересчур.
Неважно, кто первым открыл огонь на прошлой неделе в Южной Осетии, сепаратистской области Грузии, ибо Москва пользуется проблемой сепаратизма как предлогом для разгрома армии Грузии и, если удастся, для смещения ее правительства, избранного демократическим путем. В понедельник российские силы еще дальше продвинулись вглубь собственно грузинской территории. Они открыли второй фронт на западе, со стороны другой отколовшейся провинции - Абхазии - и взяли город Гори в центре Грузии, расположенный в 40 милях от столицы Тбилиси. Этими передвижениями они рассекли страну надвое и изолировали ее порты, большую часть которых Россия подвергла бомбардировкам или заблокировала. Москва отвергла план прекращения огня, составленный европейскими государствами и подписанный Грузией.
Российские бомбардировщики также нанесли удары по жилым и промышленным районам, превращая в фарс возмущенные заявления Москвы о том, что это грузинская сторона без разбора убивает мирных жителей. Заявления России о том, что Грузия проводит этнические чистки, теперь выглядят как отрепетированная пропаганда, призванная оправдать хорошо подготовленное вторжение. Приказа Путина ждали тысячи военнослужащих и сотни танков, кораблей и военных самолетов.
Хотя надругательство над Чечней было жестоким, нынешние действия - это самый наглый поступок путинского режима, первая наступательная операция военных за пределами российской территории с тех пор, как не стало советского режима. Однако эти действия по духу вяжутся с уже сложившейся тенденцией других угроз и оскорблений, адресованных соседям России: перекрывались поставки нефти и газа Украине, Белоруссии, Грузии и даже Литве, состоящей в НАТО; Эстония была подвергнута хакерской атаке; Россия выступает против размещения в восточноевропейских государствах - членах НАТО двух противоракетных объектов, которые не способны нейтрализовать наступательный потенциал России.
Мы не случайно делаем в нашей статье упор на теме НАТО. Вторжение в Грузию - это пощечина непосредственно западному альянсу. Тбилиси, как и Киев, стремится к вступлению в НАТО. Путин решил принять меры, пока некоторые члены альянса во главе с Германией медлили с рассмотрением этих заявок. Грузия стала первой. На очереди, возможно, Украина, требующая, чтобы Россия убрала из Крыма головную базу своего Черноморского флота.
Альянсу необходимо дать решительный ответ, и начать это он может прямо сегодня. Руководство НАТО предоставило России возможность провести специальную встречу с ним, прежде чем принимать решение по ситуации с Грузией. Между тем трудно припомнить случай, когда Россия информировала НАТО о своих планах на Кавказе. Эта встреча - шанс оповестить Москву о том, что вступление Грузии и Украины в альянс вновь на повестке дня, и НАТО рассматривает все возможности касательно Грузии, от доставки гуманитарной помощи по "воздушному мосту" до военной помощи - в том случае, если Россия немедленно не выведет свои войска.
Путин ставит на то, что нужен Западу больше, чем Запад - ему, полагая, что в нем есть необходимость ради поставок нефти и сдерживания иранских ядерных амбиций. Путин ошибается - в частности потому, что его "сотрудничество" с Западом по иранскому вопросу сводится к помощи Тегерану тянуть время и продаже сверхсовременных систем ПВО иранским муллам. Кроме того, Россия нуждается в западных капиталовложениях и тем более опыте западных специалистов для освоения своих нефтяных и газовых месторождений, как минимум, никак не меньше, чем Запад - в поставках российских энергоносителей.
США и Европа должны четко объяснить все это. Один из способов усиления нажима состоит в том, чтобы вынудить Россию наложить в Совете Безопасности ООН вето на резкое осуждение ее собственных действий. Кстати, о нажиме: куда в эту войну подевались все борцы за мир? Неужели все они сейчас в Китае?
Что касается Соединенных Штатов, то для президента Буша это, возможно, последний шанс спасти хоть какое-то позитивное наследие в отношениях с Россией наряду с ценными достижениями в других областях Евразии. Буш энергично поддерживает неоперившиеся демократии этого региона, но и он, и госсекретарь Кондолиза Райс сильно ошиблись в Путине. Сейчас самый подходящий момент для публичного признания Буша в том, что он неверно оценил Путина, и мобилизации Запада на ответные меры.
Джон Маккейн проницательнее оценил российского лидера, что делает честь его внешнеполитическому чутью. Кандидат в президенты от республиканцев давно уже говорит, что Россию следует изгнать из G8. Вчера Маккейн изложил жесткую стратегию Запада в отношении России, которая предполагает все, кроме военных действий. Барак Обама в прошлом выражал поддержку заявкам Грузии и Украины на вступление в НАТО, но кандидат от демократов все еще не обрисовал в деталях, как он станет реагировать на нынешний конфликт.
У Соединенных Штатов есть еще один способ ударить Россию по уязвимому месту: укрепление доллара. Слабость "зеленых" сильно способствует рекордному взлету цен на нефть, благодаря которому Россия, в свою очередь, купается в нефтедолларах, а Путин финансирует свои экспасионистские устремления. Вчера сырая нефть продолжала дешеветь – цена барреля упала ниже 115 долларов, и дальнейшее сдувание этого пузыря отрезвит опьяненный нефтью Кремль более эффективно, чем любые экономические санкции.
* * *
Россия Владимира Путина – это не былой Советский Союз, зацикленный на идеологической конфронтации во всем мире. Но она является бонапартистской державой, которая твердо намерена господствовать над соседями и восстановить свой вес на мировой арене. Если российская сторона не осознает, что наполеоновский экспансионизм ей не сойдет с рук, то после Грузии Путин наверняка пойдет и дальше.
Оригинал статьи: Vladimir Bonaparte
Перевод с английскиого: ИноПресса