Почему ответ России на действия Грузии был правильным. Статья Лаврова в Financial Times
Для некоторых из тех, кто наблюдал за боевыми действиями на Кавказе на протяжении последних нескольких дней, сюжет кажется простым и бесхитростным.
Отважная республика Грузия, где проживает всего несколько миллионов человек, подверглась нападению со стороны гигантского восточного соседа, России. Прибавьте все стереотипы эпохи холодной войны, и вы получите интерпретацию сугубо в духе истории о Давиде и Голиафе, со всеми соответствующими коннотациями – дескать, произошла битва добра со злом. Именно такую версию событий излагают многие западные СМИ – между тем из фактов складывается иная картина.
Позвольте мне заявить абсолютно четко. Этот конфликт затеяла не Россия, этот конфликт не обусловлен выбором, который сделала Россия. В этом конфликте нет победителей. За несколько часов до вторжения Грузии Россия предпринимала усилия для принятия в Совете Безопасности ООН резолюции с призывом к отказу от применения силы обеими сторонами – и грузинской, и южноосетинской. Резолюция, которая могла бы предотвратить кровопролитие, была заблокирована западными странами.
В минувшую пятницу, после того как лидеры стран мира съехались в Пекин на Олимпиаду, грузинские войска начали полномасштабное нападение на область Южная Осетия, которая более 16 лет пользуется фактической независимостью. Большинство жителей области – российские граждане. По условиям соглашения от 1992 года, подписанного, в том числе, и Грузией, они имеют право на защиту, которую осуществляет немногочисленный контингент российских военнослужащих-миротворцев. В результате атаки на земле и с воздуха были жертвы среди миротворцев, а также погибли примерно 1600 мирных жителей, что повлекло за собой гуманитарную катастрофу и исход из области 30 тыс. беженцев.
Грузинский режим отказался создать гуманитарный коридор и разбомбил колонну с гуманитарными грузами. Имеются также явные доказательства того, что совершались зверства – настолько тяжелые и систематические, что они представляют собой акты геноцида.
Таким образом, не стоит особенно удивляться, что Россия ответила на это неспровоцированное нападение на своих граждан, направив в Южную Осетию войска. Ни одна страна мира не станет стоять в стороне сложа руки, когда ее граждан убивают и изгоняют из их домов. Россия неоднократно предупреждала Тбилиси, что в случае необходимости применит силу для защиты своих граждан, и ее действия полностью отвечают нормам международного права, в том числе 51-й статье Устава ООН о праве на самозащиту.
Применение военной силы Россией в ответ на нападение Грузии на российских граждан и миротворцев было абсолютно соразмерным. Тактическая цель России состояла в том, чтобы вытеснить грузинские войска из данной области, в которую им, согласно международным соглашениям, входить запрещено. Несмотря на утверждения Грузии, будто она ввела режим одностороннего прекращения огня, продолжались постоянные атаки на российских миротворцев и пришедшие им на помощь войска – этот факт подтверждают наблюдатели и журналисты, находившиеся в области. У России не было другого выбора кроме как ударить по военной инфраструктуре за пределами области – инфраструктуре, которая использовалась для поддержки грузинского наступления. Ответные меры России были точечными, соразмерными и правомерными.
Россию обвиняют в том, что она использует этот конфликт, чтобы попытаться сместить правительство и установить свой контроль над страной. Абсурдность этих утверждений очевидна. Обеспечив безопасность области, президент объявил о завершении войсковой операции. Россия не намеревается аннексировать или оккупировать какую-либо часть Грузии и вновь подтверждает свое уважение к ее территориальной целостности. В ближайшие несколько дней, при условии того, что Грузия воздержится от боевых действий и не станет держать свои войска в данной области, Россия продолжит дипломатические усилия, необходимые для консолидации этого временного прекращения боевых действий.
Михаил Саакашвили, президент Грузии, заявил, что "если мы не остановим Россию, если ее не остановит весь мир, завтра российские танки войдут в любую столицу в Европе", а при других обстоятельствах добавил, что "это больше не вопрос о Грузии. Это вопрос об Америке". Очевидно, Грузия хочет, чтобы этот спор сделался чем-то большим, чем короткий при всей его кровавости региональный конфликт. Лицам, принимающим решения в западных странах НАТО, следует задуматься: хотите ли вы, чтобы в будущем мужчины и женщины, которые служат в ваших вооруженных силах, подчинялись решениям Саакашвили объявлять войну на Кавказе.
Россия – член Совета Безопасности и "большой восьмерки" ведущих промышленно-развитых стран, партнер Запада в решении таких разнообразных проблем, как Ближний Восток, Иран и Северная Корея. Выполняя свои обязательства мировой державы и гаранта стабильности на Кавказе, Россия будет прилагать усилия для обеспечения мирного и прочного урегулирования проблем данной области.
Оригинал статьи в Financial Times
Перевод: ИноПресса