Lenta.ru: Первая блогерская. Осетинская война в блогосфере
Все войны похожи друг на друга. Но если политики предпочитают сравнивать осетинскую кампанию 8-12 августа с операцией НАТО против Сербии в 1999 году, то для российских блогеров она стала примерно тем же, чем Вторая Ливанская война 2006 года – для израильских. Тысячи рунетчиков пошли добровольцами на фронт. Информационный, - пишет в материале Lenta.ru Анна Вражина.
Все войны как-нибудь называются. Президент России Дмитрий Медведев назвал эту "операцией по принуждению грузинской стороны к миру", президент Грузии Михаил Саакашвили, а вслед за ним многие мировые политики и СМИ - "агрессией России против Грузии". Соответствующая рубрика Ленты.Ру называется "Война в Осетии", что не совсем точно, ведь театром военных действий стали и Абхазия, и фактически вся территория Грузии (когда все только начиналось, мы не могли предположить, что до этого дойдет). В блогах мелькали названия "осетинская", "русско-грузинская" или просто "грузинская война". После объявления Медведева о завершении кампании появилось и стало набирать популярность название "Пятидневная война", напоминающее о Шестидневной войне Израиля с соседними арабскими странами.
Кажется, первым это название предложил Тарлит aka Тимофей Шевяков. Тарлит стал одним из самых активных бойцов информационного фронта, и это отразилось на его рейтинге (по версии поиска "Яндекса" по блогам, он поднялся из второй полусотни на 34-е место). С самого начала конфликта он постил в своем ЖЖ новости о происходящем, собирая информацию из разных источников (от информагентств до блогов), а также показавшиеся ему интересными мнения наблюдателей, сопровождая их собственными краткими комментариями, а иногда – прогнозами развития ситуации. А по вечерам он раз за разом картинно ужасался тому, как растет посещаемость его блога.
Примерно так же работает Мэтт Драдж, чей сайт является одним из самых популярных источником новостей в англоязычном мире (в сутки – по 15-20 миллионов просмотров). Драдж тоже крайне редко публикует эксклюзивную информацию и комментарии, создавая у читателей определенное представление о событии подбором чужих текстов, даже не претендующим на беспристрастность. Впрочем, из Тарлита, при всем уважении, Драджа не получилось. Он был достаточно оперативен и вполне преуспел в деле формирования определенной "картинки". Утром 12 августа он кичился: "О назначении Шаманова [командиром миротворцев] я отписал вчера в 14-09. Первая новость об этом на РБК - сегодня в 10-22. Личный рекорд, граждане, личный рекорд". О том, что Генштаб и Минобороны в тот же день опровергли эту информацию, Тарлит так и не написал.
С блогерской точки зрения всю Пятидневную войну (будем уж ее так называть – глядишь, и приживется) можно разделить на две очень неравные фазы. Всю первую половину дня 8 августа большинство из них недоумевали и ужасались, самым популярным вопросом было: "Где Медведев?" В 14:34 популярный и воинственный ЖЖ-юзер legatus_minor написал: "Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев - трусливый позер". Впрочем, примерно через полчаса ему пришлось воспользоваться тэгом strike (зачеркивание) и написать апдейт: "Я глубоко извиняюсь перед Дмитрием Анатольевичем и беру свои слова обратно, хехе", потому что Медведев наконец выступил по телевидению и стало известно, что российские войска вошли в Южную Осетию.
С этого момента начался вторая фаза, и поныне еще не законченная. Такого единодушия русскоязычная блогосфера давно не видела. Посты, содержащие осуждение действий российских властей, конечно, были. Больше было постов про то, что война – это всегда плохо, очень-очень плохо. Но и те, и другие потонули в громогласном ура-патриотическом хоре, восклицаниях вроде "Ну наконец-то!", "Так их!" и тому подобных.
За действиями российских войск блогеры вместе со всем миром наблюдали с крайним изумлением: еще 7 августа, кажется, никто из них не верил, что армия России может быть такой решительной, быстрой и грозной. Когда слегка оправились, блоги заполнились копипейстами сухих новостных отчетов с фронта: танки прошли Джаву, заняли позиции на подступах к Цхинвали, вступили в бой, заняли город, продвинулись, такие-то подразделения переброшены туда-то, эти – туда-то, те – туда-то. Удовлетворенно следили за тем, как российская авиация размеренно бомбила грузинские базы. Очень быстро выучили все про стратегическое значение города Гори, с наслаждением произносили грузинские названия Вазиани, Марнеули, Болниси, Сенаки. Начиная с утра 9 августа увлеченно изучали карту боевых действий, опубликованную газетой "Коммерсант". К утру 9 августа на фоне ожесточенных боев в Осетии ужесточились и бои в блогах. Вышли западные газеты, и блогеры получили ровно то, чего ожидали: заголовки вроде "Россия обрушила мощь своей военной машины на мятежного соседа – Грузию" (лондонская Times), рассуждения международных обозревателей о противостоянии маленькой и бедной, но прозападной и демократической Грузии с одной стороны и большой, богатой и авторитарной России – с другой. "Информационная война против России," - констатировали блогеры. И добавили: "Мы принимаем бой".
В июле-августе 2006 года, когда весь мир ожесточенно спорил о правомерности действий Армии обороны Израиля в Ливане, израильские блогеры тоже приняли бой. Они яростно защищали руководство страны и ЦАХАЛ от критики. Потом, когда война закончилась, от них крепко досталось и правительству Эхуда Ольмерта (особенно – министру обороны Амиру Перецу), и Генштабу во главе с Даном Халуцем, и выраженное в такой форме общественное мнение стало одной из причин последующей отставки наиболее одиозных чиновников. Но это было потом, а во время войны критиков почти не было слышно – действовал давно известный принцип "все для фронта, все для победы". Более того, именно блогеры (правда, не израильские, а американские) разоблачили Аднана Хаджа, фотографа-фальсификатора из агентства Reuters, и подняли скандал на весь мир, доказав, что война освещается, мягко говоря, необъективно.
Российским блогерам о таких успехах остается только мечтать. Языковой и прочие барьеры помешали им донести свое возмущение тем, как подают новости из Грузии BBC News и CNN, до мировой общественности. Но локальные победы все же были. На сайте CNN запустили голосование: "Оправданы ли действия России?", и подавляющее большинство ответов было "Да, это миротворчество". Публиковать результаты этого опроса телекомпания не стала, понимая, что это следствие флешмоба, затеянного россиянами (они уже отточили эту технологию на питьевом антифризе имени BBC).
Блоги так и не стали полноценным самостоятельным источником информации об этой войне. И не то чтобы не было такого желания. В ЖЖ sirjones публиковались краткие сообщения Артема Драбкина, который разъезжал по всей Грузии с группой британских журналистов, во множестве составлялись подборки ссылок на дневники людей, оказавшихся в зоне конфликта (например, у Самсона Шоладеми). Большую известность приобрели журналы pepsikolka (жительница Поти) и inna_kulishova (жительница Тбилиси), а также журналиста Михаила Романова, который оказался под грузинским обстрелом в Цхинвали в первую ночь войны. Но их сообщения, как правило, бывали не слишком внятными и передавали скорее эмоции, чем факты.
Много споров вызвал блог rupor_naroda. Некоторые подозревали, что утверждения, будто его ведет осетинский ополченец из зоны боевых действий, - ложь. 13 августа ИА REGNUM объявило, что проведет пресс-конференцию с ведущим этого журнала, Аланом Кочиевым, который оказался не только ополченцем, но и общественным активистом. По-видимому, ополченец Алан, на которого неоднократно ссылалось РИА Новости, публикуя сообщения из зоны конфликта, - это он же.
Вот еще одна параллель со Второй Ливанской. Тогда блогеры обнаружили, что снимки из Кана, на которых фигурирует ставший легендарным "Зеленый шлем", - постановочные. В ходе Пятидневной войны российские блогеры старательно подражали анализу фотографий из Кана, изучая снимки из грузинского Гори и доказывая, что фотографы все того же Reuters и тут не гнушались постановочной съемки трупов, а также что единственный невоенный объект в городе, пострадавший от российских бомбардировок, - это одна жилая пятиэтажка в непосредственной близости от военной базы. Споры вокруг того, фейк это или не фейк, необозримы. Вот, например, Рустем Адагамов доказывает, что фото подлинные, вот tani_flint пишет, что фотографы обиделись на то, что их обвинили в фальсификации.
Есть и другая сторона медали. Единственным неопровержимым в глазах мировой общественности аргументом того, что Россия действовала адекватно, стали бы, по общему мнению (например, вот), панорамные снимки "стертого с лица земли" Цхинвали и хотя бы некоторых из тех тысяч трупов, о которых рассказывают осетинские власти и беженцы, а также российские чиновники, военные и наблюдатели. Но ни того, ни другого как не было, так и нет, и для блогеров это стало поводом упрекнуть российские власти: дескать, танками воюете хорошо, а вот фотографиями – так и не научились.
Сообщают, что Грузии в освещении войны помогали бельгийские пиарщики, и именно они помогли ей выиграть информационную войну, хотя собственно войну она, по всеобщему признанию, проиграла, да и не имела ни малейших шансов на победу. Российским военным, похоже, и в голову не приходит, что можно нанять специально обученных людей, которые занимались бы информационной поддержкой ("Wag the dog" они, что ли, не смотрели?!). Все, на что они сподобились, - это организовать пресс-тур по разрушенному Цхинвали для иностранных журналистов. В сочетании с бесспорной военной победой России и очевидной растерянностью западных лидеров это, конечно, возымело свое действие и несколько изменило тон публикаций. Замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын на пресс-конференции в среду, 13 августа, пообещал, что российские военные извлекут из Пятидневной войны серьезные уроки. Остается им пожелать, чтобы урок пиара они тоже извлекли. Желать, чтобы они им не понадобились, бессмысленно.