ЕЖ: Осень протестов
Леонид Кучма готов пойти на сокращение президентских полномочий, лишь бы перехватить инициативу у своих противников, пишет Максим Кречетов в статье "Осень протестов", опубликованной в российском "Еженедельном журнале".
Шестнадцатого сентября по всей Украине, по замыслу оппозиции, должны начаться массовые акции протеста. Планируется, что люди будут оставаться на улицах до полной победы. Этот день - вторая годовщина исчезновения и гибели оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе, убийца которого так и не был найден. Согласно опросу, проведенному в конце августа Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (самым авторитетным в стране экспертным бюро), в акциях протеста "Восстань, Украина!" готовы принять участие 21,2% жителей страны.
Наступление на власть
Предыдущие массовые выступления в Киеве происходили в сентябре 2000 года. Тогда тысячи демонстрантов требовали от властей найти журналиста Гонгадзе, отказаться от расправ над оппозицией и гарантировать свободу слова. Когда же в ноябре лидер Социалистической партии Александр Мороз обнародовал магнитофонные записи, сделанные в кабинете Кучмы (на которых президент разражался нецензурной бранью в адрес Гонгадзе и требовал "отдать его чеченцам"), численность митингующих на улицах украинской столицы выросла до десятков тысяч. В центре города, на Крещатике, был разбит палаточный городок, в котором два месяца жили около тысячи человек. Волна протестов смела с постов министра внутренних дел и главу Службы безопасности. Но главное требование демонстрантов - отставка президента - так и не было удовлетворено.
Провал акций 2000 года политологи объясняют отсутствием единства в рядах противников Кучмы. Самая влиятельная в то время Коммунистическая партия фактически устранилась от борьбы. Спустя два года сплоченности прибавилось: сегодня коммунисты во главе с Петром Симоненко выводят своих сторонников на "решительный бой" совместно с Социалистической партией Мороза и "Блоком Юлии Тимошенко", главным организатором акции. 16 сентября каждая из трех сил сформирует колонны своих сторонников, которые объединятся на Крещатике и продолжат путь к зданиям правительства, парламента и резиденции президента.
Между тем у оппозиции нет ни одного нового аргумента, обосновывающего общественный протест, - на президента Кучму вновь будут "вешать" дело Гонгадзе и клеймить за разворовывание богатства страны, он снова станет главным виновником всех бед простых украинцев. Оппозиционные силы требуют проведения досрочных президентских выборов и смены системы власти с целью ограничить широчайшие полномочия президента. "Знайте, что история, в том числе и современная, имеет множество примеров, когда народ, устав от жестокости и некомпетентности правителей, сам заставляет "отцов нации" досрочно уйти", - обращалась в своем открытом письме к гражданам Украины Юлия Тимошенко.
В сумме Соцпартия, коммунисты и блок Тимошенко пользуются поддержкой более 33% избирателей (об этом свидетельствуют итоги мартовских выборов в парламент). За несколько дней до начала акций 16 сентября к этим трем силам присоединился еще один влиятельный украинский политик - экс-премьер Виктор Ющенко. На парламентских выборах его блок "Наша Украина", под знаменами которого собрались основные правые и правоцентристские силы, получил почти 24% голосов. Практически все наблюдатели уверены в том, что требования протестующих поддерживают и многие сторонники пропрезидентского блока "За единую Украину!". Хотя из-за неверия в успех и в немалой степени из-за боязни репрессий на улицу в конечном итоге могут выйти далеко не все сочувствующие.
Готовясь к акциям протеста, лидеры оппозиционных партий объехали большую часть страны, ища поддержки у населения. В Чернигове состоялся многотысячный митинг, в Житомире собралось около 10 тысяч человек, около 5 тысяч приняли участие в митинге в Ровно. Между тем, по словам Тимошенко, Мороза и Симоненко, местные власти всячески препятствуют проведению их встреч с активистами партий и просто с гражданами. Во множестве регионов им отказывали в аренде даже самых захудалых залов, а по улицам разъезжали автомобили с громкоговорителями, по которым горожанам сообщалось ложные время и место митингов.
В ожидании провокаций
Власть серьезно подготовилась к отражению атак оппозиции. Некоторые методы отработаны еще два года назад: площади, где запланированы массовые мероприятия, внезапно обносили забором для экстренного ремонта; сотрудников государственных учреждений предупреждали, что за участие в акциях они будут уволены; вылазки провокаторов использовались в качестве повода для применения силы; церковные иерархи призывали людей не участвовать в акциях; активистов среднего и низшего звена подкупали или шантажировали и т. д. Уже за две недели до начала акций министр внутренних дел Юрий Смирнов заявил, что уверен - провокации, которые приведут к массовым беспорядкам, в ходе мероприятий обязательно будут. При этом уверенность главного милиционера страны зиждется якобы исключительно на интуиции: мол, когда собирается толпа, без провокаций не обходится.
Если спровоцировать серьезные беспорядки удастся в первый же день, то он может оказаться и последним. Волна уличных выступлений двухгодичной давности сошла на нет именно после столкновений демонстрантов с милицией, спровоцированных, по официальной версии, оппозицией. Оппозиция же уверена, что тогдашние беспорядки были делом рук провокаторов, получавших инструкции от компетентных органов. Юлия Тимошенко уверяет, что на этот раз в ее штабе придумали способ выявления и устранения провокаторов.
Сегодня противодействие организаторам акции поручено лично главе администрации президента Виктору Медведчуку - весьма жесткому и влиятельному политику. Кстати, на парламентских выборах в марте его Социал-демократическую партию Украины (объединенную) консультировали глава российского Фонда эффективной политики Глеб Павловский, а также галерист и политтехнолог Марат Гельман. Эти же "варяги" разрабатывают сегодня и стратегию власти в борьбе против оппозиции. В распоряжении Медведчука государственные СМИ (в том числе два общенациональных телеканала), а все остальные телеканалы и большинство газет принадлежат пропрезидентским силам и в критических ситуациях действуют как единый механизм. Сюжеты на острые темы в большинстве выпусков теленовостей похожи как близнецы. Противники нынешних властей имеют доступ лишь к горстке малотиражных изданий, бесконечно проверяемых налоговой полицией и пожарными, да к некоторым сайтам в Интернете.
Как раз в Интернете с легкой руки оппозиционных политиков были опубликованы так называемые темники (от слова "тема") - еженедельные документы, исходящие из администрации президента. Это инструкции для руководства телеканалов и газет, как нужно "правильно" освещать те или иные темы. Против всех мероприятий с участием антипрезидентских сил стоит пометка "игнорировать". Это касается в первую очередь упоминания о подготовке акций протеста и абсолютно всех пресс-конференций лидеров оппозиции.
Несмотря на то что у оппозиции скорее всего нет шансов добиться успеха, Кучма и его окружение все же проявляют беспокойство. И пытаются перехватить инициативу у противников, присваивая себе их основные лозунги. Вот и недавнее предложение президента совпадает с одним из главных требований оппозиции. Речь идет о планах серьезно изменить систему власти на Украине - перейти от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Эксперты сразу же прокомментировали это заявление как желание урезать полномочия не нынешнего, а уже следующего президента, так как для внесения изменений в Основной закон необходим как минимум год. Кучма до сих пор не решил, кого бы он хотел видеть своим преемником (президентские выборы на Украине должны состояться в 2004 году). К тому же сегодня представляется маловероятным, чтобы кто-то смог обойти Ющенко и Симоненко.
За несколько дней до начала акций Кучма бросил еще один пробный шар, заявив, что готов, не дожидаясь изменений в Конституции, пойти на формирование коалиционного правительства с участием представителей оппозиционной фракции Ющенко "Наша Украина". Если группе Ющенко будут предложены места в правительстве, он может отмежеваться от акций протеста, объяснив свое отступничество желанием "не митинговать, а работать на будущее страны". А лидера коммунистов Симоненко уже давно подозревают в том, что он периодически заключает с властью сепаратные соглашения. Если во главе оппозиции вновь, как и два года назад, окажутся только Тимошенко и Мороз, акция почти наверняка обречена на поражение.