Известия: Не пишите прокурору
"Заставить Украину выплатить компенсацию за сбитый Ту-154 может только Путин", пишут журналисты российских "Известий" Александр Богомолов, Наталья Пашкалова и Янина Соколовская в материале о последнем развитии событий вокруг сбитого более года назад украинской ракетой российского самолета.
В понедельник новосибирские родственники пассажиров Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем 4 октября 2001 года, обратились к генпрокурору России Владимиру Устинову с просьбой возбудить уголовное дело по факту убийства украинским ПВО 78 человек. Однако представители российской Генпрокуратуры заявили "Известиям", что обращение родственников не имеет никакого смысла. Расследование должны вести правоохранительные органы Украины, и воздействовать на них можно только политически. Юридических рычагов просто не существует. Пока не закончено расследование, родственники не могут получить компенсации. Украинские правоохранительные органы и Минобороны четко дают понять: расследование может не закончиться никогда.
Это, пусть и неумышленное, убийство, признанное двусторонней российско-украинской комиссией, могло лечь тяжелым пятном на отношения двух стран. Но не легло. Россия прощает Украине миллиардные газовые долги. Путин публично поддерживает Кучму в борьбе с оппозицией и во всех многочисленных скандалах, сотрясающих украинскую политическую арену. Простили мы и сбитый самолет. Кучма многим обязан Путину. Они часто встречаются и разговаривают по телефону. Долг президента - защищать граждан своей страны в любой точке мира. Путин имеет моральное право позвонить "другу Леониду" и попросить его сделать так, чтобы россияне получили эти компенсации. Дело не в деньгах, хотя и в них тоже. Дело в принципе.
Новосибирцы, чьи родственники погибли в сбитом Ту-154, безрезультатно судятся с Минобороны Украины уже несколько месяцев. Процесс идет в Киеве, и это многое объясняет. Суд отказывается вынести решение о компенсациях, ссылаясь на неоконченное расследование, которое ведет по факту катастрофы Генпрокуратура Украины. А та не спешит подводить итоги. Поэтому официальный Киев может юридически грамотно тянуть с выплатами компенсаций до бесконечности.
В итоге родственники пассажиров Ту-154 и обратились к генпрокурору России Владимиру Устинову с просьбой о возбуждении уголовного дела по факту убийства 78 человек, находившихся в самолете. Обращение было передано в приемную заместителя генпрокурора в Сибирском федеральном округе Валентина Семученкова.
- У нашего обращения в Генпрокуратуру есть несколько причин, - рассказал "Известиям" адвокат родственников Сергей Арасланов. - Во-первых, мы считаем, что фактически произошло убийство 78 человек, которые в тот момент находились на территории России, так как самолет считается частью Российской Федерации. Следовательно, расследование этого преступления должно проводиться российскими правоохранительными органами. Во-вторых, мы хотим возобновления расследования, поскольку считаем, что после того, как материалы дела были переданы в Генпрокуратуру Украины, никаких дальнейших следственных действий по этому делу больше предпринято не было. В-третьих, первые судебные слушания по иску потерпевших к Украине в Печерском суде Киева показали, что это государство своей ответственности не признает, а ее официальные представители вовсе заявляют, что никакого попадании ракеты в российский самолет не было. Официальный Киев отрицает выводы межведомственной комиссии Межгосударственного авиационного комитета, установившей, что самолет потерпел крушение в результате попадания ракеты ПВО Украины. Чего стоит заявление начальника Следственного управления Главного управления военных прокуратур Украины Валерия Журавеля, который подверг сомнению выводы коллег из авиакомитета, не исключив, что на борту самолета произошел теракт! Но последней каплей стало распоряжение премьер-министра России Михаила Касьянова об оказании гуманитарной помощи жителям Украины, пострадавшим в результате катастрофы на авиашоу во Львове 27 июля. Распоряжение Касьянова предписывает Минфину выделить из резервного фонда правительства более 300 тысяч долларов на эти цели. Однако в тот момент, когда рухнул самолет с близкими моих подопечных, российское правительство не принимало подобных решений.
Родственники считают, что Межправительственная комиссия, которая в начале лета была создана из представителей дипломатических ведомств России, Украины и Израиля, справляется со своими организационными и переговорными функциями. Но для форсирования процесса урегулирования проблем, связанных с катастрофой, необходимо вмешательство эффективных силовых институтов, в частности, Генпрокуратуры России. По мнению пострадавшей стороны, она могла бы настоять на результатах собственного расследования причин катастрофы и тем самым отстоять свои интересы. Семьи погибших констатируют, что чем дальше, тем меньше у них уверенности в том, что прокуратура и суды Украины будут выносить непредвзятые решения.
По словам адвоката семей погибших пассажиров, киевские суды не принимают иски родственников против Украины, утверждая, что эти люди не могут считаться пострадавшими. Дескать, пострадавшими родственники признаны только комиссией Межгосударственного авиационного комитета, а не украинскими следственными органами, которые еще продолжают расследование трагедии. В настоящий момент на Украину переправлены 30 исков родственников пассажиров и 12 исков семей экипажа. Ход дан только одному иску - семьи бортинженера Лаптева. Но сторона ответчиков - Министерства обороны Украины - уже дважды просила суд об отсрочке до окончания расследования Генпрокуратуры Украины.
Однако руководство Генпрокуратуры России не планирует проводить собственного расследования.
- Российская прокуратура не может проводить дальнейшее следствие по этому инциденту, - сообщил "Известиям" заместитель генпрокурора России по Южному федеральному округу Сергей Фридинский, руководивший расследованием причин падения Ту-154. - Все, что могли, мы уже сделали. Заявление, которое написали родственники погибших, мы обязательно рассмотрим, но затем ответим, что в соответствии с законом окончание расследования и привлечение виновных к ответственности должны осуществляться украинской стороной. Причину крушения самолета мы установили однозначно - попадание ракеты. Я считаю, что даже если Украина не найдет виновных, то как владелец военной техники, с помощью которой был сбит самолет, все равно должна выплатить компенсацию.
В отличие от России, израильские родственники погибших обсуждают вопрос о компенсациях во внесудебном порядке. Однако и они пока не получили никаких денег. Посол Израиля на Украине Анна Азари отметила, что еще 10 месяцев назад украинская делегация побывала в Израиле и обсудила "все вопросы", связанные с компенсациями. Переговоры вели государственный секретарь украинского МИД Александр Чалый и израильский министр юстиции Меир Шитрит. Министерство иностранных дел Украины затребовало списки погибших израильтян и получило их, но не спешит с выплатами. Как дал понять министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, компенсации - "небыстрое дело, и нужно еще провести тщательные двусторонние переговоры". Украина обязалась в октябре назвать Израилю конкретные суммы, которые она готова выдать родственникам жертв катастрофы. Октябрь скоро кончится. Украина молчит.