Физики рассказали, что ожидают от запуска Большого адронного коллайдера
Российские физики, принимающие участие в разработке Большого адронного коллайдера, рассказали, какие результаты исследований они ожидают получить от запуска самого мощного в истории ускорителя элементарных частиц.
Специалисты полагают, что данная гигантская машина сможет обнаружить бозон Хиггса и подтвердить теоретические модели, объясняющие массу элементарных частиц.
О факте существования так называемого бозона Хиггса, который отвечает за массу элементарных частиц, впервые предположил английский физик Питер Хиггс в 1960 году. Во время запуска БАК, который создается с 1984 года физиками из многих стран мира, планируется с помощью детекторов зафиксировать следы бозона Хиггса, который, как они надеются, будет рождаться при столкновениях в 27-километровом кольце ускорителя пучков протонов, разогнанных до скорости света.
Ученые надеются обнаружить бозон Хиггса и подтвердить теоретические модели, объясняющие массу элементарных частиц
По словам ученых, столкновения будут порождать тысячи различных частиц, излучение разных длин волн, что и будут фиксировать специальные детекторы.
Как сообщил координатор российского участия в проекте БАК, заместитель директора НИИЯФ МГУ Виктор Саврин, главная задача Большого адронного коллайдера - проверка так называемой Стандартной модели, объединяющей все виды взаимодействий, кроме гравитационного. И хотя Стандартная модель является общепризнанной теорией, однако в ней есть положения, которые требуют экспериментальной проверки.
"Основной, наиболее щекочущий интерес, я бы так сказал, вызывает обнаружение бозона Хиггса, потому что это ключевая частица для Стандартной модели. Она ключевая в том смысле, что она объясняет наличие масс у элементарных частиц. То есть существует бозон Хиггса, в результате взаимодействия с ним каждая частица приобретает массу", - сказал Сарвин.
Одновременно поисками бозона Хиггса занимаются и в других лабораториях. В частности его следы пытаются зафиксировать американские физики на протон-антипротонном коллайдере Тэватрон.
Саврин отметил, что даже если следы присутствия бозона Хиггса не будут найдены на Большом адронном коллайдере, это не будет означать, что теория ошибочна. Возможно, дело в программе обработки результатов, ее способности вычленить полезный сигнал из фонового шума. Но несмотря ни на что, Саврин надеется, что эксперимент даст результат.
Напомним, что первый запуск Большого адронного коллайдера в работу состоится 10 сентября 2008 года.