Die Welt: Украина хочет указать России на границы дозволенного. Интервью Ющенко
Настроения в Украине после кавказского кризиса напряженные - страх перед Россией в обществе велик. Саммит Украина-ЕС подвел страну ближе к Западу, сказал президент Виктор Ющенко в интервью изданию WELT ONLINE. Он будет вооружать Украину - ведь территориальная целостность неприкосновенна.
- Господин президент, какое значение имел для вашей страны саммит Украина-ЕС?
- Мы взяли курс на ассоциирование с ЕС. У нас есть проект, который простирается дальше любого договора об ассоциировании из тех, что ЕС заключал в 1990-е годы. Долгое время я был единственным, кто говорил об ассоциировании – теперь это становится реальностью. Между ЕС и Украиной будет неограниченная свобода торговли. И мы начинаем переговоры о безвизовых поездках наших граждан. ЕС поддерживает территориальную целостность Украины, неприкосновенность наших границ. В общем, в Париже Украина впервые была признана в качестве европейского государства.
- Война в Грузии вызвала в вашей стране большие опасения, а в Западной Европе – предположение, что новая холодная война уже началась. Вы смотрите на это так же?
- Напряженность существует. Но в целом я бы не стал говорить о новой холодной войне. Что касается нас, то мы хотим вести диалог с Россией. Соседство и наш стратегический договор с Россией (от 1997 года. – ) нас к этому обязывают. Мы также хотим попытаться способствовать плодотворному диалогу между США и Россией. Многое зависит от того, каким образом будет урегулирован кавказский конфликт. Для будущего сотрудничества это может стать важной направляющей. Альфа и омега международных отношений – это неприкосновенность границ. Если этот принцип не будет уважаться, следствием станет продолжительный конфликт в регионе.
- Находятся ли сегодня под угрозой границы Украины?
- Справедливый вопрос. Такая опасность имеется. Мы не относимся легкомысленно к государственной независимости, мы заплатили за нее высокую цену. В ХХ веке мы шесть раз провозглашали независимость и пять раз теряли ее. У нас был голод 1930-х годов, гуманитарная катастрофа с миллионами погибших. У нас была Вторая мировая война.
- Что делает Украина, чтобы стабилизировать Крым с его преимущественно русским населением?
- Крым – это, конечно, одна из самых непростых точек на нашей карте. Мы проводим осторожную политику, однако ежемесячно укрепляем там свое присутствие (речь не идет о военном присутствии. – ). Крымской проблеме лет больше, чем нашей независимости. Присутствие российского флота тянет за собой и другие проблемы: что будет с недвижимостью, ее арендой, навигацией, радиочастотами. Нельзя допускать, чтобы на нашей территории возводились объекты, функции которых неясны. Я не утверждаю, что это целенаправленная политика России, но определенный беспорядок налицо.
- Вы отдали распоряжение, чтобы российский флот, который также патрулировал побережье Грузии, в будущем, прежде чем покинуть украинские воды, получал соответствующее разрешение.
- С 1 октября в силу должны вступить новые правила. Нам необходимо знать, какие российские формирования и какой численности передвигаются по нашей стране. У каждого суверенного государства есть подобное право. Танк не может просто так, без нашего ведома проехать сквозь три украинских района.
- Членство в НАТО в интересах вашей страны? Большинство населения против.
- Если НАТО пригласит нас, будет референдум. Сегодня есть только один путь сохранения территориальной целостности страны – вхождение в систему европейской коллективной безопасности. Мы должны сделать то же самое, что уже сделали страны бывшего восточного блока. Расширение зоны мира и стабильности в Европе на восток должно быть приоритетным и для Западной Европы. Мы надеемся, что декабрьский саммит НАТО подаст нам позитивный сигнал. А число сторонников вступления растет, не в последнюю очередь по причине событий в Грузии.
- Насколько Украина способна себя защитить?
- Наша армия переживает возрождение. Но 80% нашего военного бюджета расходуется на ее содержание. Наша страна производит замечательную военную технику, которую покупают десятки стран, но только не украинская армия. Это должно измениться. Кроме того, офицеры и солдаты должны иметь соответствующий социальный статус. Убогий военный бюджет прошлого – больше такого быть не должно.
- А энергетическая безопасность?
- Мы хотим, чтобы ЕС рассматривал нашу газопроводную сеть как часть общего рынка. С представителями ЕС, с Баррозу и Саркози, я беседовал в Париже о проведении конференции по санации наших газопроводов. Если сегодня мы транспортируем 125 млрд кубометров российского газа, то технологические потери достигают 6 млрд кубометров. Эксперты считают, что их можно сократить вдвое. На региональном саммите в Баку в ноябре мы разработаем концепцию транспортных коридоров. Но Европа не должна выступать вразнобой.
- Над всеми планами опять нависла тень тяжелого кризиса в отношениях между вами и премьером Юлией Тимошенко.
- Мир от этого не погибнет. У Украины достаточно демократических ресурсов, чтобы разрешить любой подобный кризис. Как президент я ручаюсь: Украина не сойдет с демократического пути. Но то, чем с начала сентября занимается глава правительства, – это демонтаж демократических ценностей и достижений. Цель всего этого – досрочные выборы президента и парламента.