Тело, найденное в Беларуси, принадлежит Михаилу Коломийцу (обновлено)
Сегодня, 20 ноября, в Беларуси состоялась эксгумация тела, которое, как предполагали правоохранительные органы, принадлежит директору информационного агентства Українські Новини Михаилу Коломийцу. Мать и знакомая Коломийца опознали тело. Также сегодня беларусскими правоохранителями будет проведена дополнительная судебно-медицинская экспертиза. Власти Беларуси выдадут тело Коломийца родственникам уже сегодня.
В ходе дополнительной экспертизы будут взяты образцы тканей для дальнейшего исследования и результаты экспертизы станут известны через две недели.
Напомним, что предыдущая экспертиза, проводившаяся перед захоронением тела Коломийца 11 ноября, не обнаружила признаков насильственной смерти.
Как сообщил межрайонный прокурор Молодечно, в котором происходило опознание, тело будет передано родственникам для перевозки на территорию Украины уже сегодня, 20 ноября. Вектор сказал, что родственники автомобилем доставят тело в Украину.
Тем временем, знакомые и коллеги Михаила Коломийца отвергают версию самоубийства успешного журналиста и бизнесмена.
Как передает Новый канал, сегодня, 20 ноября, на пресс-конференции глава наблюдательного совета Агентства гуманитарных технологий (АГТ), соучредитель агентства "Українські новини" Владимир Грановский, его настораживает тот факт, что милиция рассматривает только версию самоубийства.
В то же время, международная правозащитная организация "Репортеры без границ" предложила Генеральной прокуратуре Украины пригласить для расследования смерти Коломийца международных экспертов.
Во вторник, 19 ноября, в вечернем эфире Громадського радіо прозвучали комментарии сложившейся ситуации, а также - вопросы, возникающие при попытке осмысления обнародованных правоохранителями Украины и Беларуси фактов.
Михаил Кухарь, вице-президент Лиги экономических журналистов, в свое время работавший с Михаилом Коломийцем:
"Первое, чем я недоволен, - что активно муссируется и поддерживается официальным следствием версия якобы самоубийства Михаила Коломийца. Никто из знакомых Михаила… не верит в это. Я вспоминаю первую реакцию, - отметил Кухарь, обращаясь к ведущему Мыколе Вересню, - когда я Вам позвонил и сказал, что тело Михаила нашли: Вы сказали, что из всех людей, которых я знаю, Михаил стоит на последнем месте среди всех, кто бы мог покончить жизнь самоубийством. И я, и Егор (Соболев) - все, кто знал Михаила, могут подписаться под этими словами...
Второе, что вызывает ужасное беспокойство и озабоченность, - то, что в Беларуси, уже после того, как данные о Коломийце, его фотографии по линии Интерпола обошли весь мир, тем более в Беларуси, где Михаила искали, его нашли без документов, похоронили без уведомления близких и коллег. Я не могу найти объяснений этому факту".
Егор Соболев, шеф-корреспондент агентства "Українські новини":
"Я сейчас не могу с уверенностью сказать, что случилось с Коломийцем, но есть вопросы, на которые нужно ответить, с версией самоубийства. Во-первых, нужны мотивы и очень весомые мотивы, чтобы человек самостоятельно ушел из жизни. И мы не нашли таких мотивов за четыре недели поисков, и мы о них не знали раньше. И во-вторых, еще нужно понять, почему Коломиец не устроил судьбу своей матери, которую очень уважал и действительно любил, и сына, который сейчас учится и нуждается в помощи...
Да, я действительно 28 октября получил от него единственный звонок. Это было сообщение на автоответчике, и это был его голос, насколько я могу быть в себе уверен. Он был очень напряженным, я так его могу охарактеризовать. Он сказал, что просит прощения у меня и у всех, с кем был связан по работе. Больше он ничего не объяснял и повесил трубку. Я уверен, что это был его голос, но я не могу наверняка сказать, что это звонил именно он, и что это была не запись, поскольку я не разговаривал непосредственно, это была запись на автоответчике... Она (запись, - ред.) есть у милиции".
Любовь Лунева, беларусская журналистка:
"Теперь, когда установлена личность покойного, прокуратура Молодечно намерена возбудить уголовное дело и тщательно расследовать обстоятельства смерти Михаила Коломийца. Расследованием занимается прокурор города Молодечно Геннадий Видторг".
Геннадий Видторг, прокурор Молодечно, Беларусь:
"При проведении судебно-материальной экспертизы, при проведении проверки - личностей, причастных к его смерти не установлены. Никаких синяков, ни вмятин, кроме мелких царапин, которые, согласно заключению экспертов, образовались при доставке тела в морг, не обнаружено...
Меня не волнует этот вопрос (о том, почему Коломиец решил покончить с собой именно там, где его нашли повешенным, - ред.)...
Судя по приметами одежды, по другим оперативным данным, это - он (Михаил Коломиец, - ред.)...
В этой ситуации стоит вопрос о возбуждении уголовного дела. Постановление об отказе в возбуждени уголовного дела отменено. Будет повторно проведена судмедэкспертиза - и тогда будем думать. Нельзя судить о причинах на тот момент, когда мы не знали, что это за человек. У него не было обнаружено документов".
Любовь Лунева, беларусская журналистка:
"Итак, в этом деле много чего неясно, например, - для чего Коломийцу нужно было ехать в Молодечно? С кем он там встречался? Почему он вышел из электрички на полпути до Минска? И, в конце концов, если он таки совершил самоубийство, то куда подевались его документы, личные вещи и деньги?..
По словам прокурора, уголовное дело не возбуждают, если нет признаков насильственной смерти, и только из-за того, что дело резонансное, только из-за этого будет проводится эксгумация и повторное расследование. А вдруг он был отравлен, возможно, какие-то психотропные вещества использовались и т.д.
Я также говорила с экспертами. Они склоняются к тому, что это, согласно с явными признаками, на 99% самоубийство".
Михаил Кухарь, вице-президент Лиги экономических журналистов:
"Очень странно, что беларусская прокуратура, беларусские следователи не были ознакомлены c данными Интерпола, который разыскивал Михаила с конца октября. Меня тревожит то, что будут повторно делать экспертизу и дело откроют в Беларуси. Я глубоко убежден, что экспертизу нужно делать в Украине, и она должна быть независимой".
Егор Соболев, шеф-корреспондент агентства "Українські новини", отвечая на вопрос слушателя о том кому принадлежит агентство "Українські новини", и кто унаследует долю Михаила Коломийца в случае его смерти:
"Половина акций агентства принадлежит Михаилу Коломийцу и половина акций принадлежит Агентству гуманитарных технологий. Кто может быть правопреемником акций Миахила - этот вопрос мне представляется юридическим: возможно, жена, возможно, - другие близкие люди. Я не знаю, оставлял ли Михаил какое-то распоряжение по этому поводу".
Михаил Кухарь, вице-президент Лиги экономических журналистов:
"У меня нет версии, о которой я мог бы сегодня говорить. Лига экономических журналистов работает на параллельным расследованием. Я бы мог говорить о двух версиях, которые мы отвергаем. Как уже говорилось, это - версия самоубийства. Во-вторых, я бы отверг так называемую политическую версию. Михаилу нечего было делить с властью или с Администрацией Президента, или с другими органами власти. Михаил не был в конфликте с властью, Михаил не был так называемым оппозиционным журналистом. Он был таким объективным центристским журналистом, если простят мне эти слова. И никакого ущерба ни власти, ни оппозиции не причинял. Поэтому, некому было среди политиков мстить ему за такие вещи.
Вся цепочка действий Михаила, 20 октября, 21 и 22, когда он поехал, - это определенная логическая последовательность действий. Я ее расшифровываю, как то, что Михаил знал об угрозе, которая приближается. Михаил заранее ее предусмотрел, потому что зачем самоубийце стирать файлы со своего компьютера и делать много других вещей, которые говорят об осмысленном логическом отъезде. Возможно, человека вычисляют по местонахождению его мобильного телефона, мы знаем, что это сейчас достаточно просто и это технически достаточно возможно. Но его "достают" те, кто, возможно, его искал".
Егор Соболев, шеф-корреспондент агентства "Українські новини", отвечая на вопрос о том, не было ли давления на агентство со стороны властных структур, чему мог противиться Михаил Коломиец, что могло стать причиной его смерти:
"На самом деле - нет. Мы не ощутили никаких изменений после исчезновения Коломийца, никакого влияния со стороны акционеров не было, никаких просьб разместить или снять какие-то новости мы не получали. И признаков того, что может измениться творческая политика агентства, мы пока не имеем. Я могу сказать, что просто много людей уйдет, если такое сделают с агентством".