Итоги: Экспертиза совести
"Президент Украины Леонид Кучма может с полным правом гордиться изобретательностью украинской генпрокуратуры, которая способна поставить под сомнение любые, даже самые очевидные факты", пишет журналист российского еженедельника "Итоги" Александр Чудодеев в комментарии о развитии событий вокруг сбитого украинской ракетой российского самолета Ту-154.
Казалось, что в деле российского Ту-154, потерпевшего в октябре прошлого года катастрофу над Черным морем, все уже ясно. Созданная после трагедии комиссия убедительно доказала, что произошла она в результате случайного попадания в самолет украинской зенитной ракеты С-200. Российская Генпрокуратура в качестве доказательств вины украинских ракетчиков передала коллегам из Киева вещдоки - не только фрагменты обшивки сбитого самолета, иссеченные шрапнелью, но и сами поражающие элементы из боевой части ракеты С-200. Только после этого Киев, ранее отрицавший причастность украинских ПВО к гибели российского авиалайнера, признал свою вину, обещал наказать виновных и выплатить родственникам погибших компенсации.
И вот спустя год с лишним украинская генпрокуратура вдруг засомневалась в очевидном. Генпрокурор Святослав Пискун предложил российской стороне поднять со дна Черного моря обломки самолета Ту-154. Оказывается, украинским следователям мало предоставленного им фрагмента обшивки лайнера размером два с половиной на полтора метра. Для тщательной экспертизы якобы нужен более крупный фрагмент.
Кто должен платить за операцию по подъему обломков, Пискун не пояснил. Впрочем, это и не важно. По мнению экспертов, поднять обломки самолета с глубины около двух тысяч метров, учитывая к тому же заиленность дна Черного моря, нет никакой возможности. Что в Киеве, вероятно, прекрасно понимают. Не приходится сомневаться, что "сильный ход" украинской прокуратуры продиктован исключительно стремлением затянуть процесс выплаты компенсаций и привлечения к суду высокопоставленных украинских генералов. Так что дополнительной экспертизы требует, видимо, исключительно вопрос о наличии совести у украинских чиновников, ответственных за выплату компенсаций родственникам погибших.
Что в этой ситуации делать России? Во-первых, Владимир Путин, очевидно, затронет эту тему в ходе проходящего на этой неделе визита в Москве Леонида Кучмы. Если же президент Украины не захочет или не сможет пресечь крючкотворство украинской прокуратуры, у России останется последнее средство - обсудить эти вопросы в Международном суде в Гааге.