FT: МВФ пытается улучшить свой имидж в мире
Обозреватель Financial Times Алан Битти в своей статье проанализировал выделение Международным валютным фондом кредитов странам, пострадавшим от финансового кризиса, в числе которых оказалась и Украина.
“Это начинает напоминать азиатский кризис, - говорит Десмонд Лачман, бывший экономист из МВФ, - где Венгрия играет роль Таиланда".
Во время азиатского финансового кризиса 1997-98 годов крах таиландского бата породил панику, которая негативно повлияла на валюты и повергла правительства, банки и компании в кризис. В тот раз МВФ создал себе плохой имидж в Азии, который остается в силе до сих пор.
Сейчас ситуация, кажется, повторяется для ряда стран. Помимо Исландии и Украины, которые согласовали получение кредитов, в очередь становятся Венгрия, Пакистан и страны Балтии. МВФ хочет показать, что учел уроки азиатского кризиса. Но как мы видим из вчерашнего быстрого роста исландских процентных ставок, упрощенные условия получения кредита не подразумевают под собой деньги без обязательств.
Рагурам Рахан, бывший главный экономист МВФ из Чикагского университета, говорит: "условия ставятся не для того, чтобы причинить боль и страдания заемщику, а для того, чтобы обеспечить возврат денег МВФ". К примеру, там, где деньги будут использоваться для рекапитализации банковских систем, в МВФ хотят быть уверенными в том, что помощь банкам выльется для них в доход. Это объясняет требование Фонда принять новый антикризисный законопроект взамен на кредит в 16,5 миллиардов долларов для Украины.
Когда дело доходит до обсуждения условий получения кредита, Фонд проводит четкое разграничение между странами на те, которые смогут погасить долг и на те, которые не смогут. На практике сложно найти различия между кратковременными кризисами, связанными с ликвидностью (нехваткой денег), и более глубокими проблемами с платежеспособностью (задолженности, превышающие активы).
Исходя из своего богатого опыта, МВФ скорее всего разрешит некоторым относительно стабильным странам быстро получить деньги с незначительным количеством условий.
Если данные требования не устраивают заемщика, он может обратиться к более покладистым кредиторам – России и Китаю, чьи условия кредитования, в основном уступки во внешней политике, могут принести меньше политического дискомфорта заемщику.
Исландия сначала вела переговоры с Москвой, но потом обратилась к МВФ. Одним из первых инстинктов Пакистана был обратиться к Пекину и правительствам Ближнего Востока. Шаукат Тарин, фактический министр финансов Пакистана, недавно назвал помощь МВФ "планом С". Но вряд ли Китаю удастся своими силами помочь Пакистану выбраться из финансового кризиса.
Индекс стабильности (10-стабильная, 1-уязвимая) согласно данным Bank
Польша 6; Болгария 6; Коста-Рика 5,6; Украина 5,6; Пакистан 5,6; США 5,2; Южная Корея 4,8; Турция 4,8; Румыния 4,4; Венгрия 4; Великобритания 3,6; Литва 3,6; Эстония 2,8; Латвия 2,8; Исландия 2.
Напомним, вчера Кабинет министров, Нацбанк и Международный валютный фонд достигли согласия относительно условий получения Украиной займа в $16,5 млрд.
Оригинал статьи можно прочитать по ссылке Rescue reforms do not mean cash without strings