Украинский полузащитник. Интервью с Александром Бабаковым
Вице-спикер российской Госдумы Александр Бабаков о последствиях вступления Украины в НАТО, невозможности пересмотра статуса Крыма и российских танках возле украинских границ
В шикарном вестибюле пятизвездочной киевской гостиницы Премьер Палас Александр Бабаков, вице-спикер российской Госдумы, чувствует себя, как дома и с легкостью передвигается по узким лабиринтам коридоров. Подыскивая удачное место для беседы с Корреспондентом, он выбирает японский ресторан на первом этаже. "Тут готовят лучшие суши в городе", - авторитетно заявляет чиновник, при этом сразу же заказывая тарелку квашеных помидоров.
Осведомленность российского политика в кулинарных способностях местных поваров и архитектурных особенностях гостиницы не случайна. Во второй половине 1990-х он был совладельцем Премьер Паласа и еще нескольких престижных украинских отелей. Кроме того, Бабакову принадлежали акции ряда украинских облэнерго.
Теперь все это в прошлом. В Премьер Паласе российский политик - просто желанный гость и на вопрос о том, имеет ли он какой либо бизнес в Украине, однозначно отвечает "нет". Впрочем, окончательно контакты с Украиной Бабаков не разорвал. В Думе он курирует парламентские связи России со странами Прибалтики и Восточной Европы. А Украина – одно из приоритетных и любимых направлений работы чиновника, который не стесняется признаваться в любви к Киеву и украинскому футболу.
- Недавно начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский заявил о том, что в случае вступления Украины в НАТО, Россия предпримет в том числе и военные меры для обеспечения своих интересов. Это означает, что к нашим границам подведут танки?
- Давайте начнем с того, что этот вопрос на сегодняшний день, если не закрыт, то отложен, поэтому я бы не стал комментировать отдельные заявления, а затронул бы, в общем, тематику НАТО. Как показало совещание [саммит НАТО] в Бухаресте, основным выводом является следующее: расширение НАТО на Восток не соответствует интересам не только России, но и многих других стран. И, кстати, Украина входит в их число. И может быть, это трудно пока признать, но нейтральный статус более выгоден Украине, чем все остальное. Хотя начать бы следовало не с этого. Я признаю суверенное право Украины на решение всех вопросов, касающихся внутренней и внешней политики. Признаю и уважаю, но дело в том, что расширение НАТО не является частным вопросом Украины по одной простой причине. Это кардинально меняет ситуацию в мире и главное, меняет многое из того, что заложено в договоре (которому почти уже десять лет) между Украиной и Россией, поэтому не реагировать нельзя. И поймите правильно, Россия тут не диктует свои условия, она лишь высказывает свое мнение и просит к нему прислушаться.
- Если Россия так не хочет вступления Украины в НАТО, то к чему такой жесткий тон? Украинский МИД уже заявил, что как раз подобные угрозы толкают Украину искать защиты в НАТО.
- От кого защиту? Разве Россия проявляет агрессию по отношению хоть к какой-то из стран? Не говоря уже об Украине. Это более чем абсурдное заявление… На самом деле, трудно не понимать, что только союз Украины и России будет способствовать адекватному вхождению этих стран в любые интеграционные процессы. Ведь только идеалисты могут считать, что кто-то на Западе ждет независимую Украину или Россию. Как показывает практика, как только Украина стала укрепляться, как только Россия стала возрождать свою былую мощь, это не нашло положительной оценки у многих стран мира.
- То, что России не выгодно вхождение Украины в НАТО – очевидно. Но у Украины есть собственные интересы. Не секрет, что новые члены Альянса сразу получают солидные инвестиции в экономику.
- Согласитесь, что украинские технологии производства военной техники не соответствуют образцам НАТО. Поэтому не надо лукавить. Сегодня предприятия, которые заняты в ВПК [военно-промышленном комплексе] Украины не получат этих заказов. Им нужно будет полностью реконструировать производство. Поэтому, скорее всего, производство будет размещено в других странах, а Украина будет вынуждена приобретать это все. Но финансовый аспект здесь не столь важен. Можно было потратить гораздо больше денег, если бы это соответствовало интересам страны. Но нужно смотреть на другие вопросы. Ведь традиционно Украина и Россия – это страны, которые объединяют народы, связанные исторически, культурно и экономически, и мы не должны исключать того, что сегодняшние отношения будут подвергнуты серьезной ревизии в случае вхождения Украины в НАТО. Потому что, ну, не можем мы по-другому. Ведь если танки или военная техника будет стоять на границе с Россией, то это неизбежно приведет к ограничению во многих сферах контактов, которые есть сегодня у нас с Украиной. Они будут не такими простыми, как это кажется.
- В чем будет заключаться эта ревизия? Россия пересмотрит вопрос о принадлежности Крыма, о возможности чего уже заявил председатель комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский?
- Не в ту сторону мы с вами идем. В договоре, в так называемом Большом договоре, присутствует положение, что ни одна из сторон, подписавшая договор, не будет входить в блоки или создавать иные союзы, которые будут создавать угрозу интересам второй стороны. После этого договора было подписано несколько десятков договоров, развивающих отдельные его положения, поэтому, когда мы говорим о ревизии, мы говорим, естественно, о том, что если договор этот будет либо денонсирован, либо изменен, то это повлечет последствия в изменении абсолютно всех тех договоров, которые были развитием этого основного. Вот о чем идет речь. А статус Крыма – это вообще спекуляция. Это ваше внутреннее дело. И поверьте мне, Россия никогда не позволит себе вмешательство во внутренние дела Украины на подобном уровне. Только у недальновидных политиков, очень безответственных, может звучать нотка угрозы или менторского тона по отношению к Украине.
- На какую политическую силу внутри Украины сейчас делает ставку Россия? Это, по-прежнему, Партия регионов?
- Мне трудно говорить за руководство, поэтому я скажу за себя. Я представляю парламент. Для нас важно не выделение одной силы, нам важен контакт со всем парламентом в целом. Другое дело, что в этом диалоге могут учавствовать, а могут отказаться от участия ряд политических сил, но это не будет наше желание. Мы готовы к диалогу между парламентом России и Украины. Нам нужно говорить не только о НАТО и интеграции России и Украины в те или иные договора. К примеру, во время встреч с лидерами парламентских фракций Рады, я говорил о том, что нам нужно развивать и культурные, и спортивные отношения, и просто создавать нормальные условия, чтобы наши люди общались между собой при меньшем количестве барьеров.
- Кстати, о спортивных связях. Вы большой любитель футбола. Может, для того чтобы снять напряжение в украинско-российских отношениях, депутаты обоих парламентов должны сыграть в футбол?
- Мы, конечно, готовы были бы сразиться. В Госдуме есть своя футбольная команда, которая одержала огромное количество побед в играх между парламентами стран не только Европы, но даже мира.
- А Вы в этой команде кто?
- Я простой футболист. Ближе к полузащитнику. Но я знаю возможности украинского футбола. И поверьте, мы всегда рады успехам украинского футбола на международной арене. Я очень надеюсь, что когда-нибудь мы будем играть в одном чемпионате, сохраняя независимость государств, не вмешиваясь в суверенные вопросы государств, ряд тем будут для нас общими. Не исключаю, что и футбол будет общим для наших двух государств.
- Что-то изменится в газовых отношениях между Украиной и Россией после прихода к власти Дмитрия Медведева?
- Я практически уверен, что не будет политической составляющей. Россия не позволит себе использовать энергоносители для давления на кого-либо потому, что это можно сделать один раз, дискредитировав надолго свою собственную позицию. Поэтому мы этого не допустим. А вот что касается, перспективы, я бы очень желал, чтобы это стало нормальным процессом, как это происходит с другими странами. Когда есть договор, в нем зафиксирована цена и объемы. Одна сторона выполняет обязательства по поставке, другая по оплате. При этом отношения могут пересматриваться. Более ничего.
- Если есть желание идти путем здравого смысла, почему украинско-российские газовые отношениях - это вечный конфликт?
- Если посмотреть на то, что совсем недавно мы стали независимыми, в том числе друг от друга, то это слишком малый период. Все связано с издержками этого периода. И уже сегодня, и в ближайшем будущем этих проблем не будет.
Это интервью было опубликовано в № 16 журнала Корреспондент от 26 апреля 2008 года