Мистер фольк. Интервью с Олегом Скрипкой
Олег Скрипка о соотечественниках в Голливуде, негативном имидже Украины в Америке и стремление продлить удовольствия фольклорного фестиваля Країна мрій не меньше, чем до недели
Ни усталость после недавнего тура по США и Канаде, ни травма ноги не помешали заслуженному рокеру Украины Олегу Скрипке отпраздновать пятилетие своего любимого проекта — Международного фольклорного фестиваля Країна мрій, прошедшего в Киеве 21-22 июня. Причем пятый год подряд наибольшее скопление публики и энтузиазм фанатов вызвало выступление именно отца-основателя этого праздника.
Казалось, добрая половина столицы, нарядившись в вышиванки, собралась на Певческом поле учиться народным ремеслам, слушать музыку, танцевать и веселиться. Среди новинок этого года — литературная сцена, где отечественные писатели знакомили публику со своими произведениями, выставка народной живописи и мастерская танцев. А на вечерние концерты, то есть выступления хедлайнеров, даже не все желающие смогли попасть.
Рост количества участников фестиваля и его популярности — особая гордость Скрипки. Теперь он мечтает проводить Країну мрій не в течение двух дней, как сейчас, а хотя бы недели.
Об этом проекте, а также своих "горячих" заокеанских выступлениях и планах покорить не только украинскую и российскую диаспору, но и американскую публику, Скрипка беседовал с Корреспондентом.
— Как прошло турне в США и Канаду?
— Это наш самый масштабный североамериканский тур — раньше мы ездили локально, или в Торонто, или в Нью-Йорк. Он прошел в одном русле с нашим туром, посвященным 20-летию группы, и чувство было такое же. Эту программу мы играли в Москве, по городам Украины, она была одновременно и драйвовой, и солидной, и ностальгичной. <…>.
Была проведена масштабная рекламная кампания, все прекрасно подготовлено, много публики, в том числе и солидной публики. Было просто роскошно. Мы привезли свои диски, изданные лейблом Країна мрій, и все продали. Футболки, подготовленные специально для этого тура, понятное дело, также разлетелись.
Концерты были очень горячими и успешными, но, я немного порисуюсь — мы уже привыкли к такому успеху. Когда все хорошо подготовлено, все и проходит хорошо.
Были также встречи с местными общинами — россиянами, белорусами, украинцами — очень приятное общение. Там люди находятся в частичном информационном и культурном голоде, есть огромный спрос на современную музыку и информацию в целом о том, что происходит в Украине. То, что они узнают через интернет и телевизор — все очень негативно.
— Почему?
— А это, скорее, вопрос к СМИ, почему создается негативный образ Украины. Люди разочарованы, а мы привозим светлую энергию, позитив на концерты. Я общался с общиной в Чикаго, она там чрезвычайно большая, у них есть даже Музей современного украинского искусства. <…>. Люди спрашивали: "Ну как там, в Украине?" Я отвечал: "Да не обращайте внимания на все эти новости, у нас все в порядке, люди живут, развиваются, отдыхают, проходят фестивали. В бытовом плане все в порядке, так что не волнуйтесь, все нормально". То есть немного их успокоили.
— А как Вам заокеанские площадки?
— Выступали мы в очень солидных и комфортных залах, что немаловажно для успеха концерта. Например, в Нью-Йорке — на Манхеттене возле Таймс-Сквер, в зале, где играли известнейшие исполнители, от Мадонны до Nirvana и Radiohead.
Причем место очень интересное: во время выступления, безумного драйва, все дрожало и гудело, и было ощущение, будто зал вот-вот развалится. А потом оказалось, что пол на пружинах, и когда публика начинает прыгать, зал ходит ходуном. Это единственный такой зал в Америке, говорят, есть такой же где-то в Европе. Кроме того, под полом стоят динамики, чтоб еще качало по низам. Я об этом не знал, и был такой драйв, так все круто! Кроме того, публика очень ждала нас и готовилась — люди принесли флаги, сделали плакаты.
В Лос-Анджелесе мы играли в зале на голливудской Аллее звезд, рядом с кинотеатром Кодак, где проходит церемония награждения Оскар. В Голливуде много украинцев и россиян.
— А что за публика была на концертах?
— Примерно на 80% из бывшего СССР, остальные — канадцы и американцы.
— Планируете еще зарубежные туры в ближайшем будущем?
— Уже налажены постоянные связи с Канадой и Америкой, есть также предложения из Англии — меня туда приглашали в качестве диджея. Но это пока только планы, сказать поеду ли я туда, пока не могу.
<…>. Для меня интересно выйти на американского и канадского слушателя, потому что те, что приходили на концерты, были шокированы: они такого в жизни не слышали. Это было для них сюрпризом. И для нас с творческой точки зрения было бы интересно для такой публики поиграть.
— В этом году на фестивале Країна мрій есть и литературная сцена. По Вашему мнению, современная украинская литература укладывается в концепцию фольк-фестиваля?
— Укладывается. Сегодня это настолько экзотично — быть украинским писателем, писать на украинском языке. Это уже делает человека причастным к традициям и истории. Писать и даже разговаривать на украинском — сейчас это уже фольклор.
— Сколько человек посетило фестиваль в прошлом году, и сколько ждете в этом?
— Приблизительную цифру можно назвать, исходя из размеров места проведения: Певческое поле вмешает 30 тыс. человек, и под вечер у нас набирается такое количество. Больше просто не помешается, и, я так понимаю, люди подходят, начинается затор, и они идут домой. И так из года в год.
Но если сравнивать с прошлыми годами, сейчас гораздо больше людей приходят днем. По нашей печальной постсоветской традиции в начале праздника играют менее интересные и непрофессиональные группы, а вечером выступает звезда, и все приходят на звезду. Но наконец-то публика поняла, что фестиваль начинается днем, и в это время тоже выступают интересные группы. Кроме того, есть и аллея мастеров, и другая активность, и все больше людей стали приходить днем.
— Как Вы договариваетесь со звездами, местными и зарубежными — через личные контакты?
— В этом году все зарубежные артисты до фестиваля были мне незнакомы. Мы просто искали в интернете, и работали по обычной форме: запрашивали о возможности приезда. Кроме того, почти каждый коллектив нам помогает привезти посольство той или иной страны <…>.. Посольства берут на себя часть расходов, плюс заботятся о музыкантах на месте — дают переводчика, транспорт.
— Во сколько обошелся фестиваль в этом году и кто его финансировал?
— Бюджет не могу Вам сказать, это тайна. На три четверти он состоит из спонсорских денег компании Кока-Кола Украина, и одну четвертую берут на себя Министерство культуры и Министерство семьи и молодежи. <…>.
Но главное — создавать праздник и повторять эту атмосферу из года в год. И когда нам говорят: "Что-то у вас не было ничего нового", — для нас это комплимент, потому что это фольклорный, традиционный фестиваль, и мы хотим, чтобы каждый год люди приходили и чувствовали атмосферу прошлого года. <…>.
Что еще я очень хотел бы, но не знаю, сможем ли мы осуществить это в ближайшем будущем — сделать фестиваль не два-три дня, как сейчас, а хотя бы неделю.
Это интервью было опубликовано в № 24 журнала Корреспондент от 28 июня 2008 года