Всадник с головой. Интервью с Анатолием Гриценко
Анатолий Гриценко — о том, почему Президент уже не проведет выборы, в чем неадекватен Виктор Янукович и почему кредит МВФ имеет лишь психологическое значение
Досрочных выборов Верховной Рады не будет — Президент передумал. Таким заявлением Анатолий Гриценко, экс-министр обороны и глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне, сходу ошарашил Корреспондент во время беседы. Кроме того, Гриценко рассказал о том, как загибается фракция Нашей Украины — Народной самообороны (НУНС), насколько страшен для страны мировой финансовый кризис и есть ли люди, способные с ним бороться.
— Почему Украина дошла до глубокого кризиса? Кто в этом виноват?
— Не вижу необходимости определять степень виновности. Сейчас ситуация экстраординарная. Надо думать о путях выхода. Причем выхода не просто для стабилизации, а для поступательного движения вперед. Если мы будем говорить о виновных, то мы будем акцентировать внимание на конфликте. А конфликт уже и без этого вышел на запредельную стадию. Абсолютно понятно, что нужно искать пути согласия. Все виноваты, каждый по-своему. В первую очередь те люди, которые называют себя политической элитой и имеют рычаги управления государством.
— Премьер и Президент даже во имя борьбы с кризисом не мирятся. Как человек, некогда близкий Президенту, можете объяснить, почему он все-таки проводит досрочные выборы в Верховную Раду?
— Последнее время были сделаны шаги навстречу. Президент заявил о том, что он будет принимать решение о выборах только после того, как парламент примет закон, предусматривающий финансирование выборов и примет изменения в избирательное законодательство. Этого не было сделано, поэтому фактически это уже путь Президента назад от выборов.
— Выходит, Президент уже готов отказаться от идеи перевыборов?
— Я прочел его мысль таким образом, что он на фоне понимания глубины кризиса готов отступить назад. Точно так же мы видели в Верховной Раде шаг назад со стороны премьер-министра, которая сняла правительственный [антикризисный] законопроект и своей фракцией полностью поддержала законопроект Президента. Пока еще не видно таких шагов со стороны лидера оппозиции Виктора Януковича. Он, по-моему, пока пребывает в плену иллюзий, что еще может стать премьером или президентом.
— Неужели мировой финансовый кризис сможет невозможное — объединить украинских политиков?
— Мы будем вынуждены объединиться, другого пути просто нет. Если мы хотим, чтобы Украина исчезла с карты, то можем конфликтовать и думать о выборах. Но мы понимаем, какой высоты волна внешнего кризиса и насколько серьезны предпосылки для его обострения внутреннего характера: падение гривни, экспортно ориентированная промышленность, остановка аграрного сектора. И у нас нет другого пути, как забыть о партийных билетах и сформировать команду, способную в таких сложных кризисных условиях взять ситуацию под контроль.
— Перевыборы равняются коллапсу экономики?
— Абсолютно правильно. Втянуть Украину в выборы сейчас — это преступление с точки зрения ответственности перед страной. На теме выборов нужно поставить жирную точку. Если уж очень неймется, надо проводить досрочные выборы парламента одновременно с президентскими выборами в конце следующего года. До этого же надо просто работать.
— Первый антикризисный законопроект парламент уже принял, и теперь нам достанется кредит МВФ. Этого достаточно для излечения украинской экономики?
— Так называемый президентский [антикризисный] законопроект, который был принят в первом чтении, — это, на мой взгляд, 5% того, что нужно сделать. Это очень важный, но только первый шаг.
Это демонстрация Украиной попытки справиться с кризисом, опираясь на внутренние ресурсы, но с психологическим подкреплением такого шага в виде кредита МВФ $ 16,5 млрд. Этот кредит может быть использован или не использован. Просто сам факт поддержки Украины МВФ — это позитивный сигнал и кредиторам, и рейтинговым агентствам, и другим государствам.
Но там [в антикризисном законопроекте] нет ответа на вопрос, что делать с тем, что уже происходит в промышленном и аграрном секторе, как сохранить занятость и рабочие места. И в этот пакет, на мой взгляд, заложена неверная философия — философия ограничения расходов вместо того, чтобы давать стимулы развитию экономику.
— Так чем же борьбе с кризисом мешает роспуск Верховной Рады?
— Ключевое условие — необходим дееспособный парламент. Без законов справиться с кризисом невозможно. К тому же без парламента невозможно переформатировать правительство и включить в него тех людей, которые могут работать в кризисных условиях. А таких сейчас единицы. И усилить правительство может только парламент, в том числе и путем переформатирования коалиции.
— А кто сейчас в парламенте выражает конструктивную позицию?
— В кулуарах и курилках разумную позицию выражает 90% депутатского состава. Но когда они садятся за кнопки под влиянием партийных вождей, зомбирования и из-за неспособности принять самостоятельно решение, быть адекватными ситуации, принимают алогичное решение.
— Если перевыборы будут, вы пойдете в одной команде с Президентом?
— Я практически уверен, что их уже не будет в этом году. Если же будут, то мы пойдем отдельной командой, не будем в составе или союзе с политическими силами, которые сейчас представлены в парламенте.
— Напоследок, что с НУНС?
— Картина печальная. Фракция сейчас успешно развалена. Ее фактически не существует. Она не собирается, она не принимает скоординированных решений, не может скоординированно голосовать. Но во фракции достаточно людей хотят иметь свою позицию и не согласны с выходом из коалиции. В том числе и я, Народная самооборона, часть [Народного] Руха. Их условно называют группа [депутата Александра] Третьякова. Если другая часть — [главы фракции] Вячеслава Кириленко, которая приняла решение о выходе из коалиции. Но если они получат убедительный сигнал от Президента, тогда фракция быстро восстановится.
Это интервью было опубликовано в № 43 журнала Корреспондент от 8 ноября 2008 года