Эксперт: Интернет приводит к новым форматам потребления музыки
В интервью Deutsche Welle Гельмут Шерер, профессор Института журналистики и коммуникации при Высшей школе музыки и театра в Ганновере, рассказал, что интернет заставит как исполнителей, так и меломанов взглянуть на музыку по-новому.
Кроме расцвета пиратства Шерер видит в продаже музыкальных файлов через интернет множество позитивных сторон. Главным образом - это возможность общения музыкантов с музыкантами и аудиторией и слушателей между собой. Если раньше те, кто предпочитал музыку, отличающуюся от популярной среди большинства людей, могли оказаться в одиночестве и изоляции и не всегда имели возможность пойти на концерт, пообщаться с теми, кто разделяет ваш вкус или приобрести звуконосители, теперь выход из такого положения можно найти в интернете, утверждает Шерер.
Для исполнителей музыки Всемирная сеть - возможность выразить себя даже при отстутствии средств на аренду студии, на запись, на производство компакт-диска или просто на поездки, чтобы встретиться друг с другом, считает Шерер.
"Благодаря интернету музыкант сможет выступать, находясь не в концертном зале, а у себя дома, или на другом конце планеты. Уже сейчас практикуются прямые платные трансляции популярных концертов или оперных премьер. Возможно, Байройт (город-родина Вагнера, место проведения ежегодных фестивалей) был не лучшим местом для такого рода опытов, но в принципе за этим будущее. Скажем, Берлинский филармонический оркестр будет выступать с солистом, который будет присутствовать только посредством интернета!" - говорит профессор.
Интернет обеспечивает другую форму уникальности
Интернет не ставит под угрозу уникальность самого музыкального переживания, какое может обеспечить лишь живой концерт, а обеспечивает другую форму этой уникальности. "Разовьется много различных форматов потребления музыки. Не сомневаюсь, что концерт при этом сохранит свое значение как идеальная форма общения с музыкой: артист и публика в одном помещении, лицом к лицу. Но будут и другие формы: артист на сцене - публика перед экранами дома. Или наоборот: публика в зале, солист - на сцене, оркестр - за тридевять земель, в другом зале. Туда, в свою очередь, транслируется выступление солиста", - рисует перспективы Шерер.
Шерер: Мы живем в обществе, а значит - мы живем в системе социальных зависимостей. Вопрос лишь в том, какая из зависимостей позволяет нам большую степень эмансипации
Профессор считает, что угрозы новой зависимости от интернета в обществе нет. "Мы живем в обществе, а значит - мы живем в системе социальных зависимостей. Вопрос лишь в том, какая из зависимостей позволяет нам большую степень эмансипации. Скажем, зависимость от денег была более прогрессивной формой зависимости, чем зависимость от феодала-мецената. Так, по крайней мере, полагали и Моцарт, и Бетховен. Человек искусства - музыкант, художник, поэт - творит свое искусство в первую очередь не для рынка. Он творит, потому что не может не творить", - резюмировал Шерер.
Напомним, аналитики отмечают и деформацию методов предвыборной политической борьбы под влиянием интернета. Так, кампания Барака Обымы во Всемирной сети внесла значительный вклад в его победу на президентских выборах в США.