Le Monde: Рука, протянутая Украине и Грузии
С тех пор как Россия поставила себе целью восстановить статус великой державы, ее отношения с Европейским Союзом сильно ухудшились, пишет Томаш Ференци во французской газете Le Monde.
Грузинский кризис является лишь последним этапом стремительного обострения отношений, которое в частности было отмечено конфликтом вокруг Косово. В настоящее время самая сильная напряженность царит в вопросе будущего бывших советских республик, которые хотят освободиться от влияния России, в частности Украины и Грузии, чьи взгляды повернуты в сторону Европы. После демократических революций, приведших к власти в Киеве и Тбилиси прозападных руководителей, между Москвой и Брюсселем началась ожесточенная борьба за влияние.
Россия стремится частично вернуть под свой контроль эти государства, а страны Европы пытаются "пришвартовать" их к Евросоюзу, чтобы, как они говорят, обеспечить их стабильность. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу утверждает, что речь идет не о возврате к политике "зон влияния", присущей эпохе "холодной войны", а соблюдении "стратегических интересов" ЕС с помощью укрепления связей с соседями. Россию раздражает это вмешательство в то, что она считает своим непосредственным окружением.
Россия стремится частично вернуть под свой контроль эти государства, а страны Европы пытаются "пришвартовать" их к Евросоюзу, чтобы, как они говорят, обеспечить их стабильность.
На фоне этой ссоры разворачиваются непростые переговоры между Брюсселем и Москвой о будущем соглашении о партнерстве. Эти же разногласия находятся в сердце дискуссий о потенциальном вступлении Украины и Грузии в НАТО и Евросоюз. Оба государства маленькими шагами движутся к вступлению в обе организации, в чем их поддерживает Вашингтон. Однако перспектива остается отдаленной и неопределенной. Сложность заключается в том, чтобы не дать угаснуть надежде украинцев и грузин, но при этом не вызывать гнев русских.
В том, что касается членства в НАТО, Украине и Грузии придется пока подождать. Сотрудничество будет усилено, но механизм подготовки к вступлению не будет активным. Окончательно этот вопрос будет решен позднее. Россия утверждает, что удовлетворена этим компромиссным решением. Ее постпред в НАТО Дмитрий Рогозин усматривает в нем знак того, что альянс придает больше значения отношениям с Москвой, чем принятию в свои ряды Украины и Грузии. Последние предпочитают подчеркивать, что процесс продолжается.
Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин усматривает в нем знак того, что альянс придает больше значения отношениям с Москвой, чем принятию в свои ряды Украины и Грузии.
Со стороны Евросоюза был преодолен новый этап после предложения "Восточного партнерства" шести государствам региона: Украине и Грузии, естественно, а также Армении, Азербайджану, Беларуси и Молдавии. Эта инициатива была выдвинута Польшей и Швецией в качестве дополнения к проекту Союз для Средиземноморья. Она была одобрена всеми странами-членами Евросоюза и недавно была оформлена в виде официального документа ЕС. Через несколько месяцев состоится саммит, на котором эта программа будет официально запущена.
Этот проект должен придать новый импульс европейской политике добрососедства. По словам Баррозу, он призван решить двойную задачу создания "ассоциированных отношений в политической сфере и интеграции в экономической", в том числе с помощью заключения соглашений о свободной торговле. Баррозу сказал ассоциация, а не партнерство, что важно. Именно это слово употребляется для определения отношений ЕС со странами Средиземноморья, а также балканскими государствами, будущими членами Евросоюза. А значит, выражает четкое стремление к сближению.
Риски дестабилизации - о них свидетельствуют война в Грузии и хаос в Украине - подтверждают необходимость усиления присутствия Европы в регионе. Однако она должна как можно скорее определиться - или она соглашается с вступлением этих стран в евроатлантические структуры, или решает держать их на расстоянии.
Оригинал статьи La main tendue а l'Ukraine et а la Gеorgie
Перевод ИноСМИ