НГ: СНГ выгодно поражение Саддама
"Прогнозируемое снижение цен на нефть приведет к уменьшению долгов "энергозависимых" государств СНГ", пишет российская "Независимая газета".
Несмотря на противоречивые заявления лидеров СНГ, война в Ираке сулит странам Содружества неплохие перспективы. Кто-то надеется на получение доли в послевоенном переделе иракских рынков, кому-то мечтается об ускорении процесса вступления в НАТО, а кое-кто из лидеров независимых государств уже подсчитывает косвенные прибыли, связанные с ослаблением России...
Руслан Гринберг, и.о. директора Института международных экономических и политических исследований РАН (Москва)
Односторонняя американо-британская акция в Ираке приведет в итоге к серьезному поражению ООН. Сейчас эта система разрушается, и в возникшей хаотической ситуации могут получить развитие предпосылки для рациональной организации постсоветского пространства. От "мирового полицейского" и от растущих рисков глобализации у еще не окрепших экономик новых независимых государств есть единственное средство - регионализация. Остальной мир уже поделен и структурирован, исключение составляет только территория СНГ. Элиты бывших советских республик начинают понимать это, и поэтому после иракской войны увеличится вероятность формирования здесь чего-то похожего на региональный блок. Правда, этот блок вынужденно должен стать "российскоцентричным" в силу размеров экономического потенциала России. Эта война может ускорить центростремительные процессы на постсоветском пространстве. И у ряда стран СНГ появится реальная заинтересованность в создании совместно с Россией так называемых "зон фактической солидарности". Еще оставшаяся от советских времен часть научно-технического потенциала начнет постепенно оживать через взаимовыгодные кооперационные связи. Могут появиться какие-то перспективы у "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина).
Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск)
СНГ после войны в Ираке будет работать уже в новой геополитической ситуации, когда четко обозначится центр силы в мире. Видимо, ускоренными темпами пойдет экономическая интеграция России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Россия и ее ближайшие экономические партнеры после окончания войны смогут вести более рациональную политику в рамках "четверки".
Белоруссия, так же как и США, является импортером нефти. Поэтому в целом ей выгодно понижение цен на нефть, которое станет итогом американских бомбардировок. Новая ценовая политика будет способствовать экономическому росту и позволит белорусским предприятиям четко управлять издержками. Другое дело - насколько дешевая нефть способна изменить структуру белорусской экономики. Практика показывает, что страна, получающая дешевые энергоресурсы, не склонна предпринимать серьезные шаги по оздоровлению экономики.
Еще один аспект - торговые отношения Белоруссии с Ираком. Конечно, легальных торговых сделок между этими странами очень мало, товарооборот минимален. Поэтому прямых экономических последствий для Белоруссии война не повлечет. Но для Минска может быть опасна послевоенная ситуация, если будет проведен анализ неофициальных торговых сделок. Подтверждение информации о поставках оружия и техники Ираку в обход санкций ООН может иметь самые негативные политические последствия для Лукашенко.
Игорь Бураковский, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций (Киев)
Оценить последствия войны в Ираке для Украины крайне сложно. Пока неясны масштабы военной операции и число стран, вовлеченных в конфликт. Экспорт Украины в Ирак в 2002 году составил 122,7 млн. долл. США (0,67% товарного экспорта), тогда как импорт из Ирака практически отсутствует. Украина ощутит влияние войны только в случае резких колебаний курса доллара, конъюнктуры мирового рынка (за счет которой обеспечивается экономический рост в стране) и цен на нефть. В случае серьезного падения доллара и повышения цен на нефть. Основные поставки нефти в страну осуществляют российские компании, поэтому вряд ли произойдет серьезный ценовой шок. То есть все будет зависеть от реакции на новые цены российских нефтедобывающих компаний.
Конечно, Украина в полной мере ощутит на себе изменения на рынке вооружений. К тому же имеются все шансы побороться за строительные и другие контракты, связанные с послевоенным развитием Ирака. Но наибольшее влияние на мировую экономику в целом и на украинскую в частности окажет новая политика Ирака на нефтяном рынке.
Анатолий Гриценко, президент Центра экономических и политических исследований (Киев)
Любая нестабильность в регионе (а этот регион не так далек, как кажется, от территории СНГ) негативно влияет на экономические процессы. Присутствие Украины в советские времена на рынке Ирака было очень заметным (в сфере разведки и добычи углеводородов, нефти и газа, поставок соответствующего оборудования). Даже советский персонал на 70% был тогда представлен выходцами с Украины. В последнее время мы потеряли этот рынок, даже в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", которая осуществляется ООН. Контракты на разработку углеводородов после снятия санкций получили те государства, которые в той или иной степени поддерживали Ирак.
Анатолий Гудым, директор Центра стратегических исследований и реформ (Кишинев)
Антииракская кампания вряд ли окажет какое-либо политическое воздействие на государства Содружества. Но через цены на нефть - безусловно. Если цены упадут, это будет выгодно для Молдавии, полностью импортирующей нефтепродукты. Москва, правда, заявила о намерении удержать цены. Видимо, имеющиеся резервы позволяют России сохранить стабильность. Впрочем, сегодняшние расчеты основываются на сценарии быстрой войны. Если же иракский кризис затянется, все первоначальные планы и прогнозы не оправдаются