Корреспондент.net: Отказали тормоза

10 мая 2008, 12:45
💬 0
👁 32

Бесконтрольные траты украинских чиновников на роскошные машины ежегодно облегчают бюджет страны на баснословные суммы, способные вызвать удивление даже в самой богатой европейской стране

Обычным украинцам не обязательно тратить тысячи долларов, для того, чтобы получить точное представление о самых дорогих новинках Детройтского или Женевского автосалона. Достаточно купить билет в плацкартный вагон, приехать в Киев и прогуляться в будний день по улице Грушевского.

С одной стороны, возле здания Верховной Рады, будут стоять ряды черных монстров Cadillac Escalade – гробоподобных джипо-автобусов стоимостью от $ 111 тыс., или сверкающих натуральной роскошью Bentley по цене от $ 357 тыс. А по другую сторону откроется вид на стоянку Кабмина с рядами Mercedes и BMW, все в том же "корпоративном" черном цвете.

"Я был удивлен обилием дорогих автомобилей на улицах", - рассказывает Корреспонденту советник посольства Чехии в Украине Петер Вагнер, который приехал в Киев два года назад. "У нас ездят преимущественно на Шкодах и недорогих Фольксвагенах. В Праге я видел Лексусы всего несколько раз", - говорит он.

Сотрудник посольства не решается оценить, много ли среди этих дорогих авто служебных машин украинских чиновников. Однако скупо намекает: ездят.

В Украине, которая по уровню дохода на душу населения стоит на одном уровне с Монголией, Пакистаном и африканскими государствами, немецкий Volkswagen Passat стоимостью до $ 60 тыс. – служебный автомобиль для чиновников всего лишь уровня начальника департамента министерства.

Полное отсутствие какого-либо контроля за расходами государственных средств на машины чиновников привело к тому, что любой украинский губернатор колесит на авто в десять раз дороже того, на котором закон разрешает ездить его коллеге в соседней Польше. Только лишь региональные представительства Налоговой администрации Украины пользуются в 40 раз большим количеством служебных машин, чем все финские чиновники вместе взятые. А сумму для разовой закупки машин для МВД может втрое превышать годовой бюджет столицы Закарпатья.    

И хотя куплены все эти автомобили за деньги госбюджета, узнать, насколько велик в стране парк служебных авто, невозможно. Да и суммы, выделяемые на приобретение "чиновозов", не фигурируют в открытых документах.

 

Чемпионат тщеславия

 

Самые популярные модели среди высоких чинов – представительские (S-класса) Mercedes с более вместительным кузовом – Long. Они оснащены компьютерами, GPS, DVD, телевизорами, кондиционерами и прочими удобствами, вплоть до подогрева сидений. Mercedes S-класса пользуются Президент Виктор Ющенко и глава его Секретариата Виктор Балога, премьер Юлия Тимошенко, первый вице-премьер Иван Васюнык.

Рыночная цена S-класса – от $ 136 тыс. Но первые лица страны базовыми моделями не увлекаются. Многие из них ездят на автомобилях с огромным количеством допоборудования, которое может увеличивать стоимость в пять раз. Впрочем, об этих деталях информации нет. Тимошенко, например, не афиширует Mercedes-Benz S 600 L W220 B7, приобретенный Кабмином в 2006 году еще для премьера Юрия Еханурова за $ 660 тыс.

Этот рекорд можно считать абсолютным. Анатолий Гриценко, глава Верховного Совета Крыма, к примеру, оказался чуточку скромней. Летом 2007 года для него купили Mercedes-Benz S500Long. По информации газеты Зеркало Недели, автомобиль обошелся стране в $ 246 тыс.

А министр транспорта Иосиф Винский в марте засветился с Mercedes Benz S500L 4Matic. Потянула эта машина на $ 231 тыс. Страх перед возможностью подпортить имидж заставил министра отказаться от машины, но на какой модели он ездит сейчас, его пресс-служба сообщить не захотела.

В аналогичную переделку попал два года назад экс-председатель правления компании Нафтогаз Украины Алексей Ивченко. Предназначенный для него Mercedes-Benz S-класса потянул на $ 215 тыс.

Правда, не все столь падки на роскошь. Вот министра финансов Виктора Пинзеныка возит всего лишь Volkswagen Touareg, розничная цена которого достигает $ 87 тыс.

Дмитрий Выдрин, нардеп пятого созыва, своих негативных эмоций по поводу разгула чиновничьего автолюбительства не скрывает. "Неадекватное стремление наших чиновников к автомобильной роскоши резко контрастирует с традициями развитых стран мира", - говорит он.

Выдрин вспоминает случай, когда в киевском аэропорту Борисполь он выходил из самолета с послом Германии. Оказалось, что у дипломата самого богатого государства Европы скромная машина – 220-й Mercedes.

"Вместе с нами выходили работники Кабмина, их ждали 600-е Mercedes. Посол Германии был удивлен, заметив, что в его стране на дорогих авто катается бизнес-элита, политики же – на скромных машинах, потому что ездят за деньги налогоплательщиков".

Однако любовь к роскошным седанам и мощным внедорожникам среди украинских чиновников выходит далеко за пределы кабинетов первых лиц государства и охватывает обширные слои чиновников средней руки в Киеве и многочисленных элит в регионах. Например, по данным экс-начальника департамента ресурсного обеспечения МВД Украины, а ныне депутата Партии регионов Василия Грицака, лишь на одну закупку иномарок для нужд МВД в 2003 году министерство потратило свыше $ 50 млн, что на тот момент составляло сумму более трех годовых бюджетов областного центра Ужгород. 

Тогда МВД купило 3 тыс. машин Volkswagen Touareg, Phaeton, Passat, Bora и Skoda Octavia, Fabia. Подписывать сделку такого масштаба в Украину тогда приехал председатель правления концерна Volkswagen. 

Пытался бороться с роскошными средствами передвижения министр МВД Юрий Луценко. В ноябре 2005 года он запустил открытый аукцион по продаже 150 машин Volkswagen Passat, принадлежавших его ведомству. Но их никто не купил – цена автомобилей не уступала их стоимости в автосалонах.

При этом до президентских выборов 2004 года Виктор Ющенко ездил на автомобиле ЗАЗ-965. Будучи Президентом страны, после истории с авто Ивченко, он пообещал, что будет настаивать на моратории на такие операции, как покупка госслужащими дорогих машин. Но моратория как не было, так и нет.

 

Езда по чину

 

Пирамида пользователей личных служебных авто начинается с глав райадминистраций и мэров небольших городов.

К примеру, автопарк администрации и совета Броварского района, что под Киевом включает в себя четыре Opel Аstra, четыре Daewoo Lanos, Skoda Super B, две Волги, Ford Mondeo. Разве что сам глава Броварской райадминистрации Николай Диденко отказался от служебного авто. "Я отдал его главе райсовета, а служебную Волгу отдал райпрокуратуре", - говорит он.

В облсоветах и администрациях чиновников возят машины получше. Так в Тернопольском облсовете это Toyota Camry, стоит в автосалонах $ 37-50 тыс. А глава Херсонской облагосадминистрации Борис Силенков доволен своим служебным Volkswagen Touareg, который получил распоряжением Кабмина в 2006 году.

Ярче иерархия проявляется в МВД. Сергей Мищенко, замначальника Управления вооружения, транспорта и спецтехники МВД, рассказал Корреспонденту, что лично у него служебного авто нет. Но персональный четырехколесный друг по штату положен милицейским чинам, начиная с должности замначальника департамента. В основном те ездят на Skoda Octavia.

Начальники департаментов наслаждаются комфортом в Volkswagen Passat, полноприводных, объемом двигателей 2,6 л. Рыночная их стоимость - примерно $ 30-60 тыс., хотя есть варианты подороже. Подобные авто и в распоряжении начальников управлений в областях.

Заместители министра МВД нежат тела в Volkswagen Phaeton, классом выше, уже за $ 100 тыс. Право на машину такой ценовой категории им установлено официально, по штату, приказом министра.

Не отстает от милиции и Верховная Рада, где демократия на парк машин не распространяется. Источник в Аппарате ВР сообщил Корреспонденту, что его руководитель ездит на Audi А4, самый дешевый вариант которой стоит от $ 45 тыс. и может достигать почти $ 83 тыс. – это только в базовом варианте, без дополнительных опций.

Главы комитетов и фракций пользуются машиной Toyota Camry от $ 37 тыс. Начальники управлений аппарата Рады имеют право на более дешевые Skoda Octavia (цена стартует с $ 20 тыс. в зависимости от комплектации).

Правительственное постановление 2001 года ввело граничные суммы на приобретение автомобилей для чиновников разных рангов. Члены Кабмина и глава администрации Президента не имеют право ездить на машинах дороже 500 тыс. грн., должностные лица аппарата Рады, Администрации президента и Секретариата Кабмина – до 250 тыс., а руководители центральных органов власти – до 110 тыс. грн. И так вплоть до руководителей органов местного самоуправления, бюджетных и прочих госорганизаций, которым разрешено ездить на машинах стоимостью до 60 тыс. грн.

Однако в реальности мало кто из бюрократов вмещает свое представление о личном комфорте в установленные суммы. Тысячи чиновников, начиная с высших лиц государства, рутинно покупают автомобили стоимостью выше той, что заявлена в постановлении. Мало того, никто кроме прессы, не контролирует исполнение этой нормы.  

В тоже время в странах Евросоюза не тратятся на то, чтобы чиновники пускали пыль в глаза колесами своих дорогих авто. Скажем, в Польше воеводы ездят на более скромных машинах, чем украинские коллеги – главы обладминистраций. Украинские губернаторы вооружены Volkswagen Touareg. Железные кони воевод, как правило, - Skoda Superb, примерно в три раза дешевле, стоимостью около $ 27 тыс. Или вовсе  Lancia Kappa – от $ 10 тыс., то есть в девять раз дешевле, чем у их коллег в Украине.

А в Австрии, например, только министерства имеют право приобретать служебные автомобили, если их цена не превышает $ 41,6 тыс. В Финляндии лишь первые лица, в том числе президент, спикер парламента, министры, могут пользоваться служебными авто. Депутаты, к примеру, такого права не имеют. По словам Юкка Паяринена, Второго секретаря Посольства Финляндии в Украине, использование машин для чиновников низшего ранга возможно только в исключительных случаях. В его стране, как оказалось, насчитывается всего-то около 50 служебных авто.

В Украине даже у отдельных ведомств машин больше, чем в 20-ти Финляндиях. Например, региональным отделениям Минюста необходимо аж 1.067 машин, Минагропрома – 771. Самые требовательные – отделения Налоговой, им нужно 2.056 служебных авто.

 

Теневая роскошь

 

Компании, продающие машины премиум-класса в Украине, отмечают стойкую тенденцию роста этого рынка. По информации компании Автокапитал, генерального представителя Daimler AG в Украине, в 2007 году по сравнению с предыдущим рост объемов продаж Mercedes E и S-класса составил около 10% и 110% соответственно. А динамика роста продаж всех легковых автомобилей в прошлом году в Украине - 40%.

По словам Александра Богдана, пиар-менеджера компании Интеркар Украина, генерального импортера концерна Volkswagen в Украине, растут и продажи машин для чиновников высшего сегмента среднего звена. Особой популярностью здесь пользуются VW Passat.

Продавцы машин представительского класса предпочитают не распространяться на тему продаж машин чиновникам, опасаясь недовольства одного из основных сегментов своей целевой аудитории. Один из менеджеров компании сказал, что конфиденциальность связана с тем, что госструктуры покупают для топ-чиновников слишком дорогие автомобили, поэтому просят информацию не раскрывать. Неудивительно, что аппараты Верховной Рады (ВР), Кабинета Министров, а также Государственного управления делами (ГУД) отказались отвечать Корреспонденту на вопросы о бюджетных расходах на транспорт чиновников и о размере автопарка.

В госбюджете ежегодно присутствует строка расходов на аппарат ВР или на ГУД Секретариата Президента – эти структуры курируют, в том числе, автомобильное обеспечение депутатов и чиновников. Суммы для них выделяют немалые: в этом году на аппарат ВР – 806,8 млн грн, на ГУД – 1,2 млрд грн. Но какая их часть идет на закупку автомобилей, техобслуживание и прочее, не знают даже депутаты из профильных комитетов – бюджетного и регламентного.

В Госкомстате и Тендерной палате дружно заявляют, что им ничего не известно об объемах закупок по Украине и количестве служебных машин. По словам директора департамента госрезервов и товарных бирж Минэкономики Тамары Дергалюк, предоставить такую информацию невозможно, так как пришлось бы суммировать количество служебных авто, купленных в каждом тендере.

А процедура их проведения сомнительна. По мнению Олега Назаренко, гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, тендеры не обходились без привлечения личных связей собственников украинских автомобильных компаний и чиновников. К примеру, в 2005 году, компания Еврокар продала аппарату Верховной Рады 30 автомобилей на сумму более 2,8 млн грн. Интересно, что среди членов Наблюдательного совета Еврокара значился нардеп Василий Горбаль. Однако он не захотел отвечать на вопросы Корреспондента о сделке.

Во сколько фактически обходится Украине покупка и содержание автопарка чиновников,  подсчитать нельзя. Неизвестно как общее количество чиновников по стране, которым положены служебные автомобили, так и их фактические траты на покупку машин. Например, стоимость машин Тимошенко, Балоги, Гриценко и многих других превышает  установленные лимиты. Для того чтобы обойти закон, многие из них прибегают к простому трюку. Автомобили покупают дочерние структуры ведомств, а затем сдают их в аренду главным офисам министерств якобы для своих нужд, а не для руководителей.

Не только премьер и министры нарушают закон. За ними тянутся чины пониже рангом. Так, Volkswagen Touareg Силенкова стоит около 440 тыс. грн – втрое больше установленного лимита для чиновника его ранга в 140 тыс. грн. Губернатор считает, что престижная машина соответствует его статусу, а по работе просто необходима.

"Это надежная, комфортабельная машина и, как техника такого уровня, соответствует требованиям безопасности, - убеждает Силенков Корреспондент. - Также, учитывая, что я много езжу по области, машина оснащена необходимыми средствами связи".

Знамя борьбы против чиновников-сибаритов  в большинстве стран подхватывает парламентская оппозиция. Однако секретарь парламентского комитета по вопросам бюджета Алла Александровская, подтверждает, что депутаты не интересуются расходами госструктур на закупку и обслуживание служебных машин – она не слышала, чтобы ее коллеги поднимали этот вопрос. "Что же, - резюмирует Александровская. - Нам следовало бы это положение дел исправить".

 

 

Это расследование было опубликовано в № 17 журнала Корреспондент от 10 мая 2008 года

ТЕГИ: Украина автомобили депутаты