FT: Российско-украинские газовые переговоры: обстановка накаляется
Три ключевых вопроса, вокруг которых идет спор - это цены, украинская задолженность, и посредники, Стефан Уэгстил и Роман Олеарчик в сегодняшнем номере британской газеты The Financial Times.
Каждый год Россия с Украиной обещают завершить свои газовые переговоры до начала зимы. И уже четвертый год подряд, когда подходит 1 января - срок истечения контракта, оказывается, что соглашение так и не было достигнуто.
"Мы уже в который раз проводим Новый год, ожидая подписания, - рассказывает один из газовых трейдеров. - Я делаю деньги, но уже устал делать их таким образом".
Напряженность особенно усилилась в этом году в связи с российским вторжением в Грузию, вакуумом власти в украинской политике и глобальным экономическим кризисом, который все сильнее давит на Газпром - российскую газовую компанию, контролируемую государством, - заставляя его серьезно поднять цены.
Кроме того, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко намерена реализовать достигнутую со своим российским коллегой Владимиром Путиным договоренность и устранить из сферы торговли газом коррумпированных посредников. В первую речь идет о RosUkrEnergo, совместном предприятии Газпрома и украинского газового миллиардера Дмитрия Фирташа. Сама компания, зарегистрированная в Швейцарии, заявляет, что она полностью прозрачна и рассчитывает сохранить свою прежнюю роль.
Заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев предупредил Европейский Союз, что странам пока далеко до соглашения. Это заставляет Европу опасаться перебоев с поставками, аналогичных тем, что были вызваны ценовыми спорами 2005-2006-го и - в меньшей степени - марта 2008-го. Газпром поставляет 25 процентов потребляемого ЕС газа, в основном через Украину.
Три ключевых вопроса, вокруг которых идет спор - это цены, украинская задолженность, и посредники. После 2003 года цены на газ для бывших союзных республик превысили 50 долларов за 1000 кубометров. Сильнее всего повышение ударило по Украине и Грузии - странам, пытавшимся вырваться из политической орбиты Москвы.
Три ключевых вопроса, вокруг которых идет спор - это цены, украинская задолженность, и посредники.
На следующий год Газпром запланировал очередное серьезное повышение цены на газ для Украины - со 179,50 долларов за 1000 кубометров до 400 - приблизительно столько платит Германия. Украинская государственная газовая компания Нафтогаз хочет зафиксировать цену на уровне 250 долларов, не в последнюю очередь потому, что гривна уже упала в этом году по отношению к доллару на 30 процентов и может продолжить падение. На фоне предстоящей стране в 2009 году экономической рецессии, Киев опасается, что повышение газовых цен может серьезно сказаться на стране и без того нуждающейся в поддержке Международного валютного фонда.
Украина хотела бы заменить договорную цену долговременным соглашением, привязанным к мировым ценам на нефть. Это позволило бы прекратить споры и привело бы к уменьшению газовых цен в конце 2009-го, когда средние цены на нефть за шесть месяцев, которые могут послужить основой привязки, как ожидается, должны резко упасть. Тем временем, в России темпы экономического роста упали с 7 процентов до 3. Государство тратит свои огромные валютные резервы на поддержку рубля и кредитование банков. В таких условиях, с новой формулой цены или без нее, 'Газпром' не намерен снижать экспортные цены.
Он также настаивает на погашении Украиной невыплаченной задолженности за газ в размере 2,4 миллиардов долларов - сумма, которую Украина оспаривает. МВФ утверждает, что у Киева есть возможности ее выплатить. Однако на Украине ходят слухи, что Москва хочет вместо этого получить активы, в первую очередь долю в обширной трубопроводной сети Украины. Эта сеть сильно изношенна, и нуждается в инвестициях, для чего Украине могут понадобиться партнеры. Однако продавать ее иностранцам, в особенности русским, было бы политически неприемлемо.
В центре спора находится RosUkrEnergo. Своим мягким подходом к действиям Москвы к Грузии, г-жа Тимошенко, по-видимому, завоевала расположение г-на Путина и в результате может добиться своего в вопросе о посреднической компании.
"Что она (RosUkrEnergo) делает такого, что Газпром и Нафтогаз не способны делать сами?" - спрашивает американский эксперт.
У RosUkrEnergo есть контракт на поставки всего импортируемого Украиной газа, объемом 55 миллиардов кубометров в год, который она покупает в странах Центральной Азии и транспортирует через трубопроводы Газпрома. Убытки в 1 миллиард долларов ежегодно, которые она на этом несет, покрываются прибылью от второго контракта, на поставку 15 миллиардов кубометров через территорию Украины в Евросоюз. Даже с учетом платы за транзит это крайне выгодно. В прошлом году до налогов прибыль компании составила 867 миллионов долларов с суммы продаж в 9,9 миллиардов.
США критически относятся к такому положению вещей, однако ЕС сохраняет осторожность. Как считает сотрудник вашингтонского Центра стратегических международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Эдвард Чоу (Edward Chow), главный вопрос состоит в том, за что же RosUkrEnergo получает газ на миллиарды долларов. "Что она (RosUkrEnergo) делает такого, что Газпром и Нафтогаз не способны делать сами?" - спрашивает г-н Чоу.
Даже если RosUkrEnergo оттеснят от импорта газа на Украину, она все равно может остаться крупным игроком на газовом рынке, если сохранит свой контракт на транзит. Холдинговая компания г-на Фирташа Group DF также активно вкладывает средства во внутренний распределительный рынок Украины и в Центральную Европу. В свою очередь, г-жа Тимошенко будет стараться достигнуть своей цели при любом исходе переговоров.
Оригинал статьи: Heat rises in Russia-Ukraine gas talks
Перевод: inosmi.ru