Корреспондент.net: По законам улицы
Бессилие официального правосудия все чаще заставляет украинцев наказывать виновников по-своему, без прокурора и судей
32-летний житомирянин Владимир Савченко показывает Корреспонденту получивший общеукраинскую известность пешеходный переход, на котором 6 июня 2008 года, пьяный майор ГАИ сбил двух студентов. Тогда на месте преступления спонтанно собралась толпа из трех сотен прохожих, которые не выпускали работника жезла из авто, пока на место не подъехала скорая, милиция и даже представители городской прокуратуры.
Савченко вспоминает, что люди просто опасались, что нарушитель в погонах может прикрыться своим званием и остаться безнаказанным. "Его подергали и немного потрепали только тогда, когда он вздумал перелезть на заднее сидение и кричать, что, мол, не он вел машину", - вспоминает Савченко.
По Украине уже прокатилась волна подобных уличных акций, когда люди решали заменить и милицию, и суд. Лишь за последнее время, и только в ответ на ДТП с участием нетрезвых водителей, в Тернополе, Житомире, Луганске и Киеве очевидцы пытались наказать преступников еще до приезда правоохранителей.
"А все потому, что люди не верят в законные способы наказания", - убежден Владимир Яворский, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека. Мол, суды все чаще принимают решения в пользу потерпевшего, но их не исполняют. А ведь в стране распространены еще такие "банальные" вещи, как коррупция среди правоохранителей и служителей Фемиды, признания вины за самим погибшим или немотивированное затягивания судебных процессов.
Горький опыт борьбы с чиновниками привел к тому, что в Украине появляется все больше сторонников cудов Линча.
Народные судьи
Чаще всего причиной самосуда становятся дорожно-транспортные происшествия. Начало этому положил случай, который произошел в Тернополе в декабре 2006 года. Тогда толпа разъяренных свидетелей трагедии перевернула машину, разорвала в клочья одежду и нанесла увечья пьяному водителю, сбившему двух студенток.
После этого инцидента сообщения о том, что водители, наехавшие на пешеходов, получали по заслугам прямо на месте преступления, стали попадать в СМИ все чаще. Только летом этого года таких случаев было несколько.
Так, 30 июня 2008 года в Луганске под колесами Lexus оказались отдыхающие на местном пляже. Очевидцы с кулаками набросились на водителя, но вовремя подоспела милиция. А 21 июля отметился Киев. Здесь водителя, сбившего женщину-пенсионерку, забросали камнями проходящие мимо бабушки. А предварительно его еще и избили битами водители двух других машин.
"А что еще, кроме самосудов, остается делать? Ситуация с ДТП – всего лишь эпизод. Простые обыватели выразили свое отношение не просто к какому-то майору ГАИ, а к так называемой власти вообще", - констатирует Виктор Котенко из Житомира. Он руководит неформальной группой Народное СБУ, своеобразной общественной милицией. "Эсбэушники" организовывают митинги с требованиями раскрыть ряд спорных преступлений, печатают журналистские расследования в своей газете, предоставляют юридическую поддержку потерпевшим, от которых отвернулось правосудие. В группу, созданную в начале года, уже входит около 100 человек.
Среди членов этого "СБУ" не только пострадавшие от автолюбителей. К примеру, Павел Заварзин пять лет назад потерял сына, которого, по его словам, убил любовник жены. Милиция на третий день после убийства по необъяснимым причинам закрыла дело. Отец пять лет пытается возобновить расследование, но безуспешно. От безысходности Заварзин вступил в Народное СБУ.
"Пока что недовольство людей удается сдерживать, но вскоре может дойти до судов Линча", - говорит Котенко.
Корни бед
Причины народного негодования понять несложно. "68-70% судебных решений, даже если приняты в пользу истцов, не исполняются", - говорит Яворский из Украинского Хельсинского союза. Отсюда бурное негодование населения и желание решить вопросы кулачными методами, считает эксперт.
Его нельзя обвинить в субъективности – отечественная социология говорит, что доверие к украинской Фемиде крайне низкое. Согласно результатам исследования, проведенного в июне этого года Центром Разумкова, только 4% опрошенных верят и поддерживают деятельность судов, 7% - доверяют милиции и 6% - прокуратуре. В то же время почти половина респондентов полностью не поддерживает суды, 42% - милицию, и 43% - прокуратуру.
Уголовный Кодекс к народным мстителям равнодушен. "Нет отдельной категории "самосуд". Совершено убийство – расследуется убийство. Нанесли телесные повреждения? Соответствующая и мера наказания", - указывает Николай Рощин, старший специалист Департамента уголовного розыска МВД Украины. По его словам, в большинстве своем причинами самосудов в Украине становится проблема возврата долгов. Но тогда речь не идет о массовых акциях. Если же милиция столкнется с толпой, которая пытается учинить свой суд, правоохранители не станут вмешиваться, пока не получать приказ сверху.
"Да никого не посадят, если не найдут того, кто наносил удары", - рассказывает о "методах" работы милиции с массовыми народными возмущениями Геннадий Москаль, народный депутат от блока Наша Украина – Народная самооборона, около 30 лет проработавший в правоохранительных органах. При этом соратник главы МВД Юрия Луценко не скрывает своей поддержки народного правосудия. "У хозяина украли свинью. Кто ее вернет? Милиция? Суд? Придется самому спасать", - аргументирует он свою позицию.
Не все рассуждают подобным образом. Правозащитники отмечают, что приветствовать попытки граждан заменить собой милицию и суд не стоит. А то, что последователей судов Линча становится все больше, - тревожный звонок для общества, уверен Евгений Захаров, руководитель Харьковской правозащитной группы. "Власть толпы – вещь страшная и ошибочная. Ее гнев может быть направлен на невиновных людей", - отмечает он. И добавляет, что если система госорганов не начнет исполнять то, что должна исполнять априори, то скоро "этот звон зазвенит во все колокола".
Открыть глаза Фемиде
Впрочем, в Украине есть и позитивная тенденция, когда граждане не подменяют собой правосудие полностью, а лишь подталкивают отечественную Фемиду в сторону справедливости. Например, киевских блогеров новости о череде кровавых ДТП побудили создать движение Против всех - интернет-сообщество, на сайте которого можно заполнить петицию Президенту, премьеру, главе МВД с требованиями расследовать некий вопиющий случай. Или обсудить формат митинга по такому же поводу. "Пока что мы только дистанционно следим за рассмотрением дел, но если с судами будут заминки, выйдем на улицу", - уверяет Павел Лиховой, администратор сайта. Основные активисты движения, которых около сотни – жители Киева, Харькова, Кременчуга.
А вот Ассоциация велосипедистов Киева уже смогла вмешаться в процесс следствия и добиться реальных результатов. С помощью уличной акции Велонаезд, на которую собралось около 400 человек, и которую широко осветили СМИ, велосипедисты привлекли внимание начальника киевской милиции Виталия Яремы к делам о погибших на столичных дорогах велосипедистов. Главный милиционер столицы пообещал лично контролировать ход их расследования.
"Наши чиновники очень наглые, ленивые, коррумпированные, но они боятся, когда им бьют по шее те, кто сидят над ними. Этим надо пользоваться", - говорит Виктор Загреба, инициатор движения.
Это расследование было опубликовано в № 30 журнала Корреспондент от 9 августа 2008 года