Корреспондент: Не разбирая чинов

8 ноября 2008, 14:13
💬 0
👁 18

Из-за финансового кризиса Президент решил сократить пятую часть чиновников в госаппарате. Сейчас армия бюрократов в Украине значительно более многочисленна и менее эффективна, чем в Европе

На пост губернатора Львовской области Николай Кмить пришел из бизнеса — раньше он руководил производством Моршинской минеральной воды. Засучив рукава, успешный менеджер взялся за налаживание эффективной работы областной администрации.

"Первое, что я хотел сделать, когда пришел на госслужбу, — разобраться с кадрами и сократить их", — рассказывает Кмить. Тогда он с удивлением и обнаружил, что любой кадровый вопрос нужно согласовывать с многочисленными столичными инстанциями, "в том числе и почему-то Кабмином". В результате даже его заместитель не смог уволиться по собственному желанию.

Через полгода изнурительной борьбы с бюрократической махиной губернатор почти готов признать, что против нее бессилен. "Мне сразу сказали: успокойтесь, не вы первый, не вы последний — ничего не выйдет", — говорит Кмить.

Переломить подобную ситуацию нынче пробуют на самом высоком уровне. В период финансового кризиса и массовых увольнений Виктор Ющенко, Президент, решил урезать расходы на госаппарат на одну пятую, о чем и объявил 21 октября. Первым услышал его глава СБУ Валентин Наливайченко и объявил об отказе от услуг 15% своих подчиненных.

"Если даже половину государственного аппарата сократить, от этого только улучшится работа системы государственных органов", — поддерживает Президента Арсений Яценюк, спикер Верховной Рады. Проверить эту утверждение на деле вряд ли удастся — ведь попытки сократить чиновничий аппарат в Украине неизменно приводят к тому, что он увеличивается. А эксперты и вовсе советуют не углубляться в вопросы финансов и кадров, а повышать качество работы отечественных бюрократов.

 

Победить самого себя

 

Кто попадет под дамоклов меч Президента, пока непонятно. Да и сама цифра — пятая часть расходов, которую надо бы, по мнению главы государства, сократить, — загадочна. Ведь в Украине никто точно не знает, во сколько обходится содержание всего госаппарата, — на этот вопрос Корреспонденту не решился ответить ни один эксперт. Если проанализировать госбюджеты последних лет, можно наверняка сказать лишь то, что содержание едва ли не каждой бюрократической инстанции национального уровня неуклонно дорожает. Например, если в прошлом году труд сотрудников Секретариата Кабмина обошелся украинским налогоплательщикам в 114 млн грн., то пять лет назад эта сумма была всего 19,6 млн грн. И дело не только в правительстве — привычкой тратить на себя все больше грешат и аппарат Президента, и депутаты Верховной Рады.

В Секретариате Президента (СП), куда Корреспондент обратился за разъяснениями по поводу инициатив Ющенко, тоже не смогли внести ясность в этот вопрос. "В первую очередь нужно сокращать льготы чиновников, а именно расходы на мобильную связь, автотранспорт, дорогую мебель", — без излишних деталей сообщила Лариса Мудрак, глава службы информационной политики СП.

В Главном управлении государственной службы Украины, инстанции, которая отвечает за работу госаппарата и чиновников, Корреспонденту признались: пока не появилось четких указаний от Президента, планов увольнений и сокращений они сочинять не будут. Тем более что в стране не переизбыток, а нехватка бюрократов, утверждает Владимир Ткач, первый заместитель начальника этого ведомства.

"У нас госслужащих меньше 0,6% населения. В той же Швеции — 9,4%, в Германии — 3%", — приводит статистику он. Правда, сразу уточняет, что на Западе в эту долю входят и полицейские, и медработники — то есть все, кто получает зарплату из бюджета. А с учетом этих категорий госслужащих в Украине станет до неприличия много — ведь на государство работает каждый шестой украинец, или 16% населения.

Чего еще от жителей Украины ожидать, если занятость в бюджетной сфере — один из немногих вариантов получения стабильной зарплаты, социальных гарантий. "У нас вот село с автобусами — куда еще молодым идти? Только в торговлю или госслужбу. Человек устроен на [государственную] работу — не мятую, не клятую", — признается Елена Варнакова, глава профкома Черниговского союза предпринимателей.

А ведь официально отечественные рыцари справок и печатей зарабатывают достаточно скромно по сравнению со своими коллегами из других стран. В то время как во Франции самый низкооплачиваемый чиновник получает порядка $ 1,6 тыс., официальный доход украинского бюрократа в среднем не дотягивает и до $ 400. Государственный топ-менеджер в Украине — то есть чиновник первой категории — зарабатывает около $ 2,4 тыс., в то время как во Франции — $ 21,5 тыс.

В столице, на верхушке чиновничьей пирамиды, зарплаты повыше. Официально — в среднем $ 800, а с надбавками за выслугу лет, знание иностранных языков и научные степени зарплата может и удвоиться. "Меньше $ 1 тыс. никто в Кабмине не зарабатывает. 20-30% должностей все министры специально держат незаполненными — так, за счет экономии фонда оплаты труда, можно всем повышать зарплату", — поясняет реальное положение дел Александра Кужель, глава аналитического центра Академия.

Впрочем, зарплата — далеко не самый важный бонус для многих служащих. Прямой доступ к власти, которая часто дает возможность дополнительных коррупционных заработков, — вот что служит неплохой мотивацией для жаждущих государевой службы.

 

Конфликт интересов

 

Попытки реформировать госмашину Ющенко предпринимал еще в первые месяцы своего президентства. "В 2005 году после оранжевой революции провели люстрацию и сократили 20 тыс. чиновников. Профессиональных людей уволили. И опять взяли — каких-то учителей физкультуры, которые ничего не смыслят в госслужбе", — возмущается Василий Хара, народный депутат от Партии регионов.

Количество госчиновников действительно с тех пор только увеличилось. За последние десять лет их число выросло на 100 тыс. — до 276 тыс. Разбухающие бюрократические органы чем дальше, тем меньше понимают, кто кому подчиняется. А то и затевают междоусобные войны.

Один из бичей отечественных чиновников — слишком большое количество контролирующих инстанций, которые дают работу многочисленной армии бюрократов. И проявляется это даже в мелочах. "У нас 20 разных инстанций, которые контролируют львовский лес! Я восемь месяцев пытаюсь забрать 200 га леса у военных и передать в Гослесхоз. Лес — это профильный актив для партизан, а не для армии!" — не перестает находить удивительное рядом Кмить. И это он еще не добрался до лестных угодий управления образования и здравоохранения.

С похожими проблемами сталкивалась и Варнакова. По ее словам, в родном регионе у облсовета затяжной конфликт с обладминистрацией и скрестить мечи они решили в вопросе наполнения бюджета области. "Под шумок в местном театре решили, что налоги можно и не платить, и уже задолжали 230 тыс. в бюджет", — рассказывает черниговчанка.

Впрочем, дело здесь далеко не в недоборе налоговых сборов: большое число контролирующих инстанций — отличная возможность развивать коррупцию на всех уровнях.

Среди других негативов, которые дарят стране украинские чиновники, есть и нездоровый формализм. Хорхе Интриаго, партнер международной аудиторской компании Ernst & Young, не перестает ему изумляться. "Чиновник в Евросоюзе смотрит больше на суть, а не на форму. В Украине все наоборот: если документ составлен полностью правильно, но печать стоит не в том углу — все пропало. А до сути никому нет дела", — жалуется аудитор.

Кужель с таким не раз сталкивалась в свою бытность заместителем министра регионального развития в правительстве регионала Виктора Януковича. "Есть такой тип госчиновников — я их называю колобками. Когда от них нужна какая-то подпись или согласование, то они всегда соглашаются, но никогда ничего не делают. Ваш документ будет кататься от бабки к дедке, от дедки к волку — но его никогда не подпишут", — вспоминает она.

И виной тому не дотошность, а нежелание работать, считает Варнакова. "Поверьте, они целый день заняты — бумажки туда-сюда на подписи носят, вся задница в мыле. Чтобы отписки написать — знаете, сколько нужно времени потратить!" — издевается она.

 

Взгляд в корень

 

Бороться нужно с качеством услуг чиновников, а не с их количеством, считает Игорь Шевляков, экономист Международного центра перспективных исследований. "Реформировать можно только в сторону увеличения эффективности. У нас и так нагрузка на одного чиновника очень высокая. Но он занят написанием неких отчетов — и это мало имеет отношения к реальным результатам работы", — утверждает он. Как пример эффективности ниже плинтуса он приводит свое наблюдение — в Украине на бумаге существует около 300 государственных программ. Но их финансирование априори невозможно — единовременно оно потребовало бы трех бюджетов страны. Зато бумажной жизнью этих программ занимаются тысячи чиновников.

В результате бурной имитации деятельности, которую развивают отечественные бюрократы, страдают невинные граждане. А ведь так легко исправить, говорит Интриаго. "У украинских чиновников нет четких сроков обработки запросов и документов. И это ужасно. В Украине было бы полезно внедрить европейский принцип работы: если за пять дней госчиновник вам не ответил — значит все одобрено. Даже если это противозаконно", — советует аудитор.

Несмотря на назревшую необходимость разобраться с чиновничьим аппаратом, в Партии регионов эту затею считают пагубной из-за ее несвоевременности. Регионал Хара уверяет, что сейчас неподходящий момент затевать сокращения. "У нас в металлургии, машиностроении и угольной промышленности падают объемы производства, людям не додают зарплат и увольняют. Так еще и госчиновникам доходы обрезать — тогда семьи останутся вообще без куска хлеба. Это будет окончательная катастрофа", — рисует мрачные картины соратник Януковича. Для подобных рассуждений у него есть исторические основания: из Великой депрессии 30-х годов прошлого века американцы выбирались, увеличивая государственные расходы, и это сработало. Украина же выбирает противоположный путь.

"Но вы не волнуйтесь, все это [инициативы Президента] уйдет в пространство — это просто политика, мера популярная. Все равно ничего не сделают", — успокаивает отечественный аналитик Алексей Блинов из Института изучения России.

 

Это расследование было опубликовано в № 43 журнала Корреспондент от 8 ноября 2008 года

ТЕГИ: президент бюрократия аппарат финансовый кризис