Волны вокруг государственного переворота
После заявления СБУ о раскрытии попытки государственного переворота реакция большинства СМИ была однозначной – это попытка отвлечь внимание от дела исчезнувшего Гонгадзе, которого вот почти десять дней не может найти ни МВД, ни СБУ, ни органы прокуратуры. Большинство политиков рассматривает это заявление скептически. И только некоторые думают над возможностью содействия левых сил в попытке конституционного переворота.
Второй заместитель председателя парламента Степан Гаврыш отметил, что заявление ответственных должностных лиц СБУ носило "излишнюю сенсационность" и высказал мнение, что "подобная информация носит дестабилизирующий характер". Он напомнил, что "руководители правоохранительных органов Украины еще недавно заявляли, что в Украине ситуация стабильная".
Информация СБУ, очевидно, была настолько малозначима, что даже президент знал о раскрытии этого заговора не больше, чем средний журналист. Как передает Интерфакс, о своем владении ситуацией по этому делу Леонид Кучма заявил на пресс-конференции: "Я знаю об этом столько же, сколько и вы", - заявил президент. По его словам, более подробной информацией о подготовке к перевороту располагает глава Службы безопасности Украины Леонид Деркач.
Сам же Деркач пообещал, что СБУ сообщит подробности по этому делу к концу следующей недели, заявив, что "наши подследственные хотели насильственными методами уничтожить наш строй". При этом он добавил, что группа лиц, задержанная по обвинению в попытке конституционного переворота, "хотела большего, чем террористический акт".
По информации некоторых масс-медиа, группу лиц составляют члены Союза советских офицеров, известных своими радикальными лозунгами, но только "на бумаге". Как сообщила ТСН, подозреваемых выпустили под подписку о невыезде, поскольку "мятежникам" около 70 лет.
И только глава Верховной Рады Иван Плющ отнесся к раскрытию переворота с полной политической ответственностью. Утверждая идеалы правого большинства, спикер отметил, что сегодня в Украине "есть политические силы с довольно многочисленным электоратом, которые, еще не до конца поверили в то, что Украина - суверенное государство надолго и навсегда". По словам спикера, эти силы коммунистической направленности пытаются агитировать за восстановление Союза с Белоруссией и Россией, за другие формы межгосударственных объединений, которые могут привести к частичной утрате государственного суверенитета.
В то же время лидер КПУ Петр Симоненко расценивает сообщение СБУ об антиконституционном заговоре как провокацию и заявляет, что КПУ не имеет к нему никакого отношения.
"Очевидно, что это стало еще одной запланированной, с далеко идущими целями провокацией против оппозиционно-настроенных сил в обществе, где СБУ выступает с жандармскими функциями", - заявил Петр Симоненко. Лидер коммунистов не исключил и того, что "эта провокация - начало крупной политической компании досрочных выборов в парламент и запрета Компартии".
Как сообщал Корреспондент.Net, 22 сентября Служба безопасности Украины сообщила о раскрытии группы лиц, которые "в последнее время целенаправленно готовились к свержению конституционного строя в Украине".
В сообщении пресс-центра СБУ говорится, что группа лиц - жителей Черниговской, Запорожской и Сумской областей - установлена "в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий". "Они разработали план действий, начали формирование боевых групп, выясняли дислокацию воинских частей и мест хранения оружия, обсуждали способы его захвата, определили перечень объектов для проведения диверсионно-террористических акций (Чернобыльская АЭС, дамба Киевского водохранилища, магистральные газопроводы), направленных на дестабилизацию обстановки в стране. Кроме того, изготовили листовки с призывами к вооруженному восстанию, подготовили проекты документов для их принятия новыми органами власти", - было написано в сообщении.
В большинстве средств массовой информации такое сообщение СБУ восприняли как попытку отвлечь общественное внимание от дела исчезновения оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Дело в том, что не смотря на все попытки правоохранительных органов разобраться в обстоятельствах и причинах пропажи журналиста, никаких результатов следствия пока не объявлено. Такая ситуация, соответственно, бросает тень на результативность и согласованность деятельности внутренних органов государства.