Со слезами на глазах. Интервью с Юлией Тимошенко

11 декабря 2004, 11:12
💬 0
👁 56

Одна из вдохновительниц оранжевой революции не одобряет соглашение с властью

8 декабря Юлия Тимошенко стояла рядом с Виктором Ющенко на майдане Незалежности, когда он говорил о победе оппозиции в парламенте. Очевидно, ей было нелегко. Ведь Тимошенко от начала до конца считала компромисс с властью по внесению изменений в Конституцию ошибкой, и ее фракция БЮТ в тот день голосовала против. Свою позицию лидер оппозиции изложила в интервью Корреспонденту.

 

- Верховная Рада проголосовала за политреформу. Можно ли сказать, что это крах ожиданий?

- Нет. Это категорически не является крахом ожиданий. Прокомментировать это можно как безусловную победу со слезами на глазах. В этом голосовании есть позитивная составляющая, которая говорит о победе оппозиции – это замена Центризбиркома (ЦИК), это принятие изменений и дополнений к закону О выборах президента, которые предупреждают технологии по фальсификации, это отставка Генерального прокурора. Но есть неприятная составляющая – проголосованные изменения и дополнения в Конституцию Украины, которые с 1 сентября существенным образом уменьшают полномочия будущего президента.

Логичным здесь будет вопрос, состоялись бы эти сладкие победы оппозиции в парламенте, если б их не пришлось проглотить вместе с пилюлей неприятных конституционных реформ? Я уверена, что состоялись бы.

- 7 декабря представители Нашей Украины довольно жестко заявляли, что не будут ни в коем случае голосовать в пакете. А на следующий день сделали это. Что случилось?

- Мне кажется, что депутаты, которые голосовали за изменения в Конституцию, думали о своей собственной выгоде. И каждый уже считал, что он может выторговать в создании нового парламентского большинства, у которого будут очень большие полномочия. По-моему, голосование относительно изменений в Конституции со стороны оппозиции было абсолютно нелогичным.

- Поэтому Ваша фракция не голосовала?

- Во-первых, мы считаем, что конституционная реформа существенно ограничивает Виктора Ющенко как будущего президента Украины. Коррупция, кланы, беззаконие разъели все сферы нашей общественной жизни, в каждой ее клетке есть эта грязь. Удалять ее будет очень тяжело, и для того, чтобы это делать, надо иметь достаточные полномочия.

Во-вторых, изменения в Основной закон были приняты на скорую руку, с нарушениями конституционных норм, процедуры. Никакая политическая целесообразность не может пренебрегать Конституцией. Это неправильно. И мне кажется, что не существует в мире государства, которое за десять минут, без постатейного голосования может принять изменения в Конституцию, пренебрегая всеми регламентами и нормами.

 Проблема в том, что в парламенте много лет существует коррупция и господство кланов. Три главных клана, во главе которых стоит донецкая команда, Виктор Пинчук и Виктор Медведчук, распоряжаются частью Верховной Рады на правах владельцев. Власть боролась за внедрение конституционной реформы, чтобы при этом парламенте иметь право формировать правительство, назначать и увольнять Генерального прокурора. И теперь у украинских кланов появилось второе дыхание.

Хотелось бы всего этого избежать, так как оно вызывает некоторое разочарование после голосования. Мы будем обращаться в Верховный Суд, чтобы отменить это голосование.

- Заявление будет от БЮТ?

- Согласно закону, заявление должны подписать не менее 45 депутатов. Думаю, мы наберем их.

- Большинство людей голосовали за то, чтобы Ющенко был президентом как минимум пять лет, а после принятия реформы его полномочия будут  номинальными. Не будет ли это предательством по отношению к избирателям?

- Люди выбирают достойного президента не потому, что его фамилия Ющенко, а потому что верят: у него хватит сил, полномочий и возможностей навести порядок в стране. Именно за это они мерзнут на площади, бросают свои дома, едут в Киев, чтобы стоять на улице 24 часа в сутки. И мне кажется, что по отношению к ним это очень тяжелое решение. Но надеюсь, что нашей команде удастся отменить это решение, которое не вносит никакой гармонии, кроме перекладывания ответственности на парламентское большинство.

- Как Вы прокомментируете заявления некоторых депутатов о необходимости провести досрочные выборы в Верховную Раду?

- Распустить украинский парламент в данный момент нереально. Во-первых, не существует дееспособных механизмов для этого. Во-вторых, большинство депутатов не хотят терять свои полномочия, и поэтому будут делать все, чтобы парламент не распустили. Это невозможно. Полагаю, этот парламент будет работать до завершения своего строка.

Хотя, наверное, было бы справедливо, чтобы после внесения изменений в Конституцию парламент переизбрали на пропорциональной основе. Возможно, тогда появилось бы то большинство, которое не предавало бы народ Украины. Будем бороться. Мы сегодня усложнили себе борьбу за наведение порядка в стране. Потому что Ющенко был бы президентом Украины независимо от того, проголосовали бы за реформу или нет.

- А если бы Леонид Кучма не подписал изменения в закон О выборах президента и отставку ЦИКа?

- Я уверена, что он бы подписал, потому что была договоренность на международном круглом столе. Там не было никаких условий о пакете, но четко сказано, что принимаются две составляющие. Первая – это предотвращение фальсификаций, то есть изменения и дополнения в закон О выборах президента. И второе - утверждение нового состава ЦИКа. Это было расписано абсолютно четко в решении последнего круглого стола.

- Какие главные задачи сейчас Вы ставите перед собой?

- То, что Ющенко будет президентом, уже аксиома, которая не требует доказательств. Поэтому нужно успеть сделать все по максимуму за эти месяцы. И главная задача – не разочаровать людей, у которых в душе появилось оранжевое настроение, которые, несмотря ни на что, возродили в себе веру к политикам. Не разочаровать их, не предать, чтобы этот оранжевый огонек не погас.

- Что бы Вы как политик посоветовали Ющенко в качестве будущего президента сделать в первую очередь?

- На мой взгляд, надо начинать не с экономических и социальных реформ, а перво-наперво заняться обеспечением свободы СМИ. В противном случае любая реформа не будет результативной. Второе – это реформа правосудия. Надо избавиться от коррупции, зависимости, давления. С этим нельзя медлить.

Третье, и очень важное, - обеспечить систему создания новых рабочих мест. Что делать в этом направлении? Освободить предпринимательство от административных рычагов влияния, а также разработать самые мощные программы, которые дают начальный оборотный капитал тем, кто хочет заняться малым и средним бизнесом.

Кроме этого, чтобы создать новые рабочие места, надо в каждой области, районе, городе инвентаризировать все неработающие предприятия, которые по каким-либо причинам простаивают. Надо разобраться, почему они не работают. И для каждого из них  разработать программу возрождения. А если в современных рыночных условиях это нерентабельно, то цивилизовано ликвидировать такие предприятия.

Необходимо проанализировать законность приватизации, особенно в топливно-энергетическом секторе. Но особенное внимание следует уделить аграрному сектору страны. Возможности Украины в здесь не ограничены. Если грамотно подойти к развитию аграрного сектора, сделать его аграрно-промышленным, то страна начнет жить по-другому.

В каждой сфере нашей жизни надо навести элементарный порядок. И если бы я сейчас начала перечислять, то надо назвать все без исключения. Думаю, что Ющенко сможет с этим справиться. Единственно - надо ликвидировать кулуарно-компромиссные договоренности, которые могут помешать выполнить эти программы.

- На какие должности рассчитывает БЮТ при президенте Ющенко?

- Я к предвыборной кампании Виктора Ющенко отношусь, как к хрустальной вазе. Боюсь неверным словом, неверным действием разрушить победу, которую мы ожидаем. И если сейчас начать делить портфели, то это может привести к хаосу в команде, вызвать конфронтацию. И я даже не хочу касаться этого вопроса, пока Виктор Ющенко не примет присягу, и пока это не станет реальностью.

 

Это интервью было опубликовано в № 47 журнала Корреспондент от 11 декабря 2008 года

ТЕГИ: Украина власть Юлия Тимошенко революция