Убить дракона. Интервью с Виталием и Владимиром Кличко
Сегодня у братьев Кличко общий противник: для чемпиона мира Виталия и побежденного Владимира это не будущий соперник по рингу, а их промоутер Клаус-Питер Коль
Апрель 2004 года должен был стать триумфальным для украинских боксеров Виталия и Владимира Кличко. Они как никогда были близки к исполнению заветной мечты — одновременно владеть поясами чемпионов мира по разным боксерским версиям. Мечта осуществилась лишь наполовину.
10 апреля Владимир в бою за вакантный титул чемпиона мира по версии WBO (Всемирной боксерской организации) потерпел поражение от американца Леймона Брюстера. А уже через две недели Виталий стал чемпионом мира по версии WBC (Всемирного боксерского совета). Он отомстил обидчику брата южноафриканцу Корри Сандерсу, который отправил Кличко-младшего на помост ринга в марте 2003-го.
Теперь позиции братьев диаметрально противоположны — старший находится на вершине, на пике популярности и славы. Младший — у ее подножья, он отстранен Лигой Профессионального бокса Германии от проведения поединков на полгода.
Несмотря на это, сегодня Кличко чувствуют себя настолько сильными и самостоятельными в профессиональном боксе, что основали собственную промоутерскую компанию и хотят лично влиять на свою судьбу в спорте. Одна из их целей — разрыв отношений с промоутером Клаусом-Питером Колем. Необычайно выгодный для него контракт с украинскими боксерами длится уже около восьми лет. Хотя срок действия контракта завершен, промоутер, заинтересованный в дальнейшем сотрудничестве с братьями, настаивает на его продлении.
Виталий и Владимир Кличко дали эксклюзивное интервью Корреспонденту.
Как уйти от Коля
- Сообщение о запрете Владимиру выходить на ринг в течение полугода шокировало как аналитиков, так и болельщиков. Как вы сами отреагировали на эту новость?
ВлК: Общеизвестно, что нужно заботиться о здоровье спортсмена. Официально запрет на проведение поединков после технического нокаута или нокдауна - от шести недель до трех месяцев.
Письмо для меня с этой информацией было получено от Клауса-Питера Коля, нашего промоутера. Смысл сводился к тому, что Лига Профессионального бокса Германии, с которой у Коля хорошие отношения, запрещает мне выходить на ринг, а Коль продлевает с нами контракт еще на полгода.
Цели, которые преследует наш промоутер, можно читать между строк. Запрет исходит от врача, который меня вообще не видел. На расстоянии 5 тыс. км он оценил состояние моего здоровья и решил отстранить меня.
- Вы собираетесь оспаривать решение Лиги?
ВлК: На самом деле я могу выступать, не обращая внимания на запрет, например, в той же Америке. Могу просто выйти из Лиги. Проблема на самом деле в том, что запрет — это временная уловка Коля для продления контракта.
Я не имею ничего против того, чтобы после поединка сделать паузу, но не полугодовую. А если и такую, то это ни в коем случае не должно касаться моих контрактных отношений с промоутером.
- Каким образом можно разрешить конфликт с Колем?
ВлК: Он говорит, что контракт должен быть продлен из-за травм до 2005 года, а то и больше. Мы с этим не согласны, в договоре есть четкая дата его завершения — 30 апреля. Поэтому мы обратились в суд, чтобы там разрешили, кто прав. Решение будет обнародовано 8 июня.
- Многие аналитики говорят о влиятельности Коля в боксерских кругах Германии. Может ли он повлиять на решение суда?
ВлК: Я не буду говорить об этом. Мне тяжело судить о его влиянии.
- Как вы общаетесь с Колем?
ВлК: Мы вообще не общаемся. Только через адвокатов.
- Ситуация с Колем вынудила вас основать К2 Promotion, свою промоутерскую компанию?
ВлК: Мы не стали придумывать велосипед, а пошли по проторенному пути. К2 Promotion официально принадлежит нам. Конечно, есть исполняющие директора и менеджеры, которые ведут дела. Но когда ты полностью держишь процесс под контролем, работать намного лучше. Первый опыт К2 — поединок Кличко-Сандерс — был удачным.
- Да, но К2 Promotion была не единственным организатором, Коль также участвовал в этом процессе?
ВлК: Да, в первый раз это было так.
- И Коль пошел на это?
ВлК: В нем, прежде всего, живет дух бизнесмена, который все решает. Колю было сделано достойное предложение, и К2 получило право на организацию поединка.
- Будет ли К2 заниматься другими боксерами?
ВлК: Основное внимание, конечно, нам. Это объясняется тем, что по американским
законам, Коль не имеет право выступать промоутером и менеджером
одновременно. Поэтому все это время Коль пользовался услугами локальных
промоутеров. С этим постоянно были проблемы, а К2 может разрешить их.
Итоги апреля
- Виталий, сегодня вы обладатель самого престижного в профессиональном боксе чемпионского пояса, который носили легенды мирового бокса. Легко ли далась победа?
ВК: В момент триумфа у меня просто упал с плеч камень психологической нагрузки. Я чувствовал большое облегчение, и у меня не было физической усталости. Был просто сильный психологический стресс от поединка, который многое ставил на карту.
- Напряжение было связано с проигрышем Владимира?
ВК: Не только. Все воспринимают братьев Кличко как бренд. Если бы я проиграл, это вызвало бы много спекуляций. Они были и до поединка, особенно в западной прессе. Сандерс заявлял, что станет первым спортсменом, который победил обоих братьев. Поэтому ощущался эмоциональный прессинг.
- Диссонанса в отношениях с братом сейчас не ощущаете — все-таки вы смогли стать чемпионом, а он нет?
ВК: Никогда никакого напряжения у нас не было и нет. Проигрыш Володи — мой проигрыш, а моя победа — его победа. Есть пословица: за одного битого двух небитых дают. Хуже всего, когда проигравший остается лежать на полу. Если же он находит силы встать и идти дальше, то поражения закаляют.
- После боя с Брюстером появилась информация о том, что Владимира хотели отравить, и кто-то для этого проник в раздевалку. Кроме того, после боя первые анализы показали очень высокий уровень сахара в крови, а затем эти анализы бесследно исчезли. Что же на самом деле произошло 10 апреля?
ВлК: Для меня тоже остается непонятным, что же тогда произошло. Моя психологическая и физическая подготовка были лучшими за все время карьеры. Есть опыт любительских и профессиональных поединков, поэтому для меня необъяснимо, как я мог после нескольких раундов выйти из кондиции.
- Сразу после боя вы думали об уходе из бокса?
ВлК: Нет. Может быть, это имело бы смысл, если я бы считал себя проигравшим. Несмотря на уже второе за год поражение, я не сломлен психологически. Мой следующий поединок будет лучшим ответом на те вопросы, которые остались. Мне самому нужно понять, в чем причина происшедшего, чтобы не дай Бог, еще раз такого не пережить.
- Так в чем же, по-вашему, причина проигрыша?
ВлК: Я не хочу никого обвинять, называть имена. Я надеялся, что ответ будет в результатах моих анализов, но пробирки исчезли. Слишком много необъяснимого. Ставки буквально за час до поединка изменились с 11:1 в мою пользу к 3:1.
- Теперь за расследование дела взялось ФБР.
ВлК: Честно говоря, я не собираюсь думать только об этом и ждать результатов расследования, которое неизвестно когда завершится. Если что-то будет найдено, результат боя будет аннулирован и пройдет матч-реванш. В противном случае мне придется работать с Доном Кингом [промоутером Брюстера] относительно возможности проведения боя, а работать с ним сложно.
- Как вы себя чувствуете сейчас? Есть ли проблемы с уровнем сахара и состоянием здоровья в целом?
ВлК: Я сам был шокирован уровнем сахара, который был обнаружен у меня в крови после поединка. Но после полного обследования я получил ответ, что абсолютно здоров.
- Если вернуться назад, как проходила подготовка к обоим апрельским поединкам?
ВК: Мы готовились вместе в одном зале, постоянно присутствовали на спаррингах друг у друга. Я видел, что Володя в прекрасной форме и готов к поединку.
- Брат, учитывая его опыт в поединке с Сандерсом, давал вам советы?
ВК: Если бы я не использовал опыт Володи в поединке с Сандерсом, я бы не победил. Скорость и сила ударов Сандерса превосходили тех боксеров, которые выходили против меня на ринг на протяжении всей моей карьеры. Если бы я повторил ошибку брата и недооценил Сандерса, думаю, итог поединка был бы плачевным для меня.
- Кто сейчас работает в вашей команде, предвидятся ли какие-то изменения?
ВК: Мы работаем с лучшими тренерами мира — Фрицем Здунеком и Эмануэлем Стюардом и не думаем что-либо менять.
- Некоторые эксперты полагают, что вам на пользу пошла бы работа с вашим первым тренером Владимиром Золотаревым. Не думали ли вы взять его в команду?
ВК: Тот опыт, который в свое время дал нам Золотарев, мы используем сейчас. Я также работал с ним, готовясь к поединку с Льюисом, но профессиональный бокс отличается от любительского.
Возможные противники
- Вы сейчас тренируетесь?
ВК: Я нет, после поединка у меня фаза отдыха — два месяца, чтобы выйти из пика формы. Это нужно чтобы снова войти в нее во время подготовки к следующему бою.
ВлК: Я уже проводил тренировки, но они были больше восстанавливающие и ничего не имеют общего с настоящей подготовкой. Работа начнется, как только будет известна новая дата выхода в ринг. Думаю, это станет известно в течение четырех следующих недель.
- Виталий, а когда вы планируете выйти в ринг?
ВК: Думаю, после Олимпийских игр любители бокса вновь увидят меня в ринге.
- Кто может стать следующими противниками братьев Кличко?
ВК: Наша цель — собрать все пояса под крышей Кличко. Было бы неплохо провести бой с Крисом Бердом, Джоном Руизом или обидчиком брата — Леймоном Брюстером. Огромный интерес проявляется к возможному поединку с Льюисом, если он вернется с пенсии. Бокс просто так никого не отпускает, к тому же Льюис дал мне слово.
ВлК: Для меня желаемый противник — Брюстер, а предполагаемый… Мне ни в коем случае нельзя встречаться с боксерами из первой сотни. Мне нужны бойцы из первой десятки, а еще лучше пятерки.
- Виталий, некоторые американские аналитики бокса утверждают, что для безупречного реноме вам обязательно нужно выйти на ринг против Криса Берда, в бое с которым в апреле 2000 года вам было засчитано поражение из-за травмы сухожилия. А матч-реванш будет доказательством вашего чемпионства. Согласны ли вы с этим?
ВК: Я не собираюсь что-либо доказывать. Мнение экспертов быстро меняется. Еще несколько лет назад они говорили, что Кличко-младший — это будущее, а старший ничего не достигнет — нет ни стиля, ни техники, ничего. Сегодня они просто заливаются комплиментами в мой адрес. Их мнение меняется, и, по большому счету, я влияю на него.
- Виталий, у кого из ваших соперников был самый сильный удар?
ВК: Удары я не запоминаю, я стараюсь их не пропускать. А самым сильным соперником в моей карьере был Льюис.
- Где сегодня живет чемпион мира по версии WBC?
ВК: В Киеве.
- Хорошо, где больше времени проводите?
ВК: В самолете.
- Тогда, где живет ваша семья?
ВК: Моя семья там, где я готовлюсь к поединку. Я живу в Киеве. В Германии или США я нахожусь, потому что там работаю.
- Вас уже узнают в Америке, не путают?
ВлК: Конечно, успех Виталия, его поединок с Льюисом прибавил популярности. Но нас и в Америке путают, и в Германии, иногда и в Украине.
ВК: Те люди, которые интересуются боксом, те узнавали и узнают сейчас. Но, конечно, поклонников стало больше.
- Вы пользуетесь услугами телохранителей в США, Германии или Украине?
ВлК: Думаю, лучший мой телохранитель — это человек, который сидит рядом со мной — брат.
- Говорят, в Киеве вы посещаете определенный тренажерный зал. Так ли это?
ВлК: Да, он называется: бегу там, где тихо и спокойно. Зачастую в Конча-Заспе. В последние годы подготовка проходит за рубежом. Когда мы приезжаем в Киев, времени для тренировок немного, но утренние пробежки на часок не помешают.
- Еще в марте в прессе были сообщения о ваших съемках в кинофильмах и участии в других небоксерских проектах. Затем последовало заявление о приостановке активной публичной деятельности. В чем причина?
ВК: Если предложения забирают много внимания, сил и средств, мы отказываемся от них, чтобы не терять концентрацию на боксе.
- В июне в Киеве должен пройти Всемирный конгресс директоров WBC. Событие для украинского бокса беспрецедентное, оно как-то связано с тем, что чемпионским поясом этой организации владеет украинец?
ВК: Думаю, те события, которые произошли в Лос-Анджелесе в конце апреля, повлияли на принятие этого решения. Чувствую, что тоже приложил к этому руку. В стране, где нет большого интереса к боксу, просто так проводить конгресс не будут. Меня радует, что нам удается поднять интерес к отечественному боксу и способствовать укреплениям позиций этого спорта в Украине.
Это интервью было опубликовано в № 20 журнала Корреспондент от 5 июня 2008 года