Дама сердца. Интервью с Юлией Тимошенко
Юлия Тимошенко, лидер блока собственного имени, свято верит: ее политсила наберет почти 40% голосов избирателей на будущих выборах, а ее саму сделает премьер-министром
Она опять на коне. Она опять вышла из тени и готова идти навстречу своей мечте. Юлия Тимошенко, лидер БЮТ, добилась своего: парламент распущен, досрочные выборы начались. Ее политическая сила обнародовала список своих кандидатов в депутаты, во главе которого неизменно находится сама Тимошенко — лидер блока, символом которого является красное сердце.
Она полна сил и не сомневается, что ее политсила одержит победу в сентябрьском состязании за голоса избирателей. Более того, Тимошенко уже ставит перед собой следующие цели. Одна из них — принятие новой Конституции через референдум. Другая — собственное премьерство, для чего уже даже готов план действий – обнародованная недавно стратегия Украинский прорыв.
Впрочем, уверенность Тимошенко в собственной победе немного напоминает самогипноз — опросы общественного мнения не пророчат оранжевым победы, как это было на парламентских выборах 2006 года. Но все это не пугает пламенную оппозиционерку: она готова бороться, для этого ей нужен лишь небольшой шанс. А на него-то она может рассчитывать точно. Достаточно видеть огонь в глазах Тимошенко, когда она говорит: "Украину сливают, грабят, но я смогу это остановить, и достаточно резко".
О том как, с кем, и за что будет бороться в ближайшем будущем Юлия Тимошенко, она рассказала в эксклюзивном интервью Корреспонденту. Оказалось, у нее гигантские планы: взять 226 мандатов, создать правительство и поставить своих людей во главе силовых структур. Еще у Тимошенко появилась сверхзадача — возглавить движение за рождение справедливости. Не больше и не меньше.
— Госпожа Тимошенко, программа Украинский прорыв рассчитана на то, что вы станете премьером?
— Если мы сформируем правительство, программа стратегического прорыва Украины даст результаты на протяжении трех лет. Если будем в оппозиции, все равно постараемся воплощать ее в жизнь. Но эффективность усилий будет намного ниже.
— Президент сказал, что у него есть на примете кандидатура в премьеры. Источники утверждают, это может быть Виктор Балога, Анатолий Гриценко и даже Ринат Ахметов. Юлии Тимошенко в этом списке нет. У Вас есть договоренности с Президентом относительно Вашей кандидатуры в премьеры?
— Названных вами людей предлагают, и это может случиться. Но политикам власть в руки дает народ. И если народ не сделает выводов из всех неправд, надежд на лучшее у него нет. Главное для избирателя — разбираться в политиках. Если он не научился этому — после выборов обижаться придется на себя. Если народ отдал 30% голосов мафии, поставив ее у власти, претензии пусть предъявляет себе.
— Но по данным соцопросов, Регионы и коммунисты, скорее всего, создадут большинство. БЮТ туда не войдет, и Вы премьером не станете.
— Не верьте этим рейтингам, это средство манипуляции избирателями. Мы делали свой соцопрос на выборке 30 тыс. респондентов, и результаты совершенно иные.
— Какая социологическая служба делала опрос для БЮТ?
— Чтобы не навязывать цифры избирателям, мы не хотим обнародовать их. Не могу сказать также, кто делал опрос. А вообще хочу дать два совета. Первый — демократическим силам: нельзя распылять голоса, все равно в парламент пройдут два блока — Наша Украина и БЮТ. Второй — для избирателей: судите о политиках не по рекламе, а по их действиям. [Виктор] Янукович сегодня помогает проводить учения НАТО в двух областях Украины, а на выборах кричал против альянса. Это называется "взять на фук" 30% своих избирателей.
— Еще может пройти блок Владимира Литвина — есть признаки, что Секретариат Президента помогает ему на выборах.
— Блок Литвина в парламент не пройдет. Кроме нас и Нашей Украины там будут еще Регионы и, под большим вопросом, коммунисты. Таковы данные наших опросов.
— И все-таки, что предпримет БЮТ, если сложится коалиция Нашей Украины и Партии регионов?
— Риск создания такой коалиции есть. Чтобы этого не допустить, БЮТ будет стремиться получить 226 голосов. Это даст нам возможность не допустить появления неестественного большинства.
— Если Вы станете премьером, не боитесь, что начнется новая война, как это было в 2005-м?
— Меня ни одна власть не терпела на должностях больше семи месяцев. А все потому, что я проникала в коррупционные связи глубоко — до родственников и друзей первых лиц. Надеюсь, народ понимает: ни один политик, кроме меня, не станет удалять коррупционную опухоль на теле страны. Очень не хочется в который раз упустить возможность это сделать.
— Как показал 2005 год, борьба с коррупцией неэффективна, если во главе силовых структур не поставить людей, желающих ее искоренить. У Вас хватит кадров для этого?
— Если у нас будет 226 голосов, мы поменяем руководителей силовых ведомств, в первую очередь Генпрокурора. На все эти должности у нас есть кадры, которые совершат там по-доброму революцию. Это честные люди, которых раньше выжили из их мест работы. Мы специально отбираем таких людей.
— Силовое направление от БЮТ будет курировать Александр Турчинов?
— Да. Турчинов — верующий и честный человек. И он хорошо подготовлен к такой задаче, его докторская диссертация посвящена проблемам борьбы с теневой экономикой.
— А какое направление курирует в БЮТ Богдан Губский?
— Относительно Губского и других депутатов, пришедших с прокучмовского большинства, скажу: судите по их поступкам. Они прошли самые суровые испытания, когда нужно было переступить через личные интересы. А ведь им делали такие предложения, в том числе и со стороны соседнего государства, перед какими обычный бизнесмен не устоял бы. Мы прошли жестокий отбор, отсеялись не бизнесмены, а казалось бы верные партийцы, которые за $ 5 млн предали нас, да еще с извращениями. Этот отбор прошел и Губский. В штабе он отвечает за серьезный объем работы — направления, связанные с масс-медийными проектами и коммуникацией с избирателями. И ведет два округа в Черкасской области.
— Если продолжить тему о суровых испытаниях для бизнесменов: чтобы заставить их потратиться еще на одну кампанию, нужно что-то пообещать. Что Вы пообещали своим депутатам за помощь в досрочных выборах?
— Во-первых, они не бедные люди и хотят жить в стране, сверкающей, как бриллиант в короне Европы. Во-вторых, им надоело жить в системе рэкета. В-третьих, они не видят в моих поступках двойных стандартов, и это вселяет в них уверенность, что вместе мы пройдем через все.
— Они не рассчитывают на преференции в бизнесе, когда Вы станете премьером?
— А зачем им рисковать, если еще недавно им предлагали преференции, если они перейдут в большинство Януковича? Предлагали каждому во фракции. Мне лично — должность спикера, серьезные позиции во власти, лишь бы фракция вернулась в сессионный зал.
— Какие изменения в списке БЮТ?
— Войдут все 103 депутата парламента пятого созыва. Там же будут 26 человек из областей, руководители штабов. Также на проходных местах — около 20-ти членов Партии Реформы и порядок.
— Почему в списке мало людей Иосифа Винского [экс-социалист, который перешел в БЮТ после присоединения Александра Мороза к коалиции с регионалами], кажется, их двое или трое?
— Винский в первой пятерке. В списке достаточно людей, которых он предлагал.
— В списке будут, например, Юрий Трындюк, родственник Святослава Пискуна [экс-Генпрокурор, баллотируется по спискам Партии регионов в Верховную Раду], или люди Игоря Коломойского [один из крупнейших бизнесменов страны, собственник группы Приват]?
— Эти люди, в том числе Трындюк, ни на шаг не отступили от стратегии партии. Чем я должна руководствоваться: его родственными связями, бизнесом или честностью? И для меня не существует "людей Коломойского" или чьих-либо еще. Я обещала всем, кто выдержит давление, место в списке. И обещание выполню — они поставили интересы страны выше личных. Кто предал — [тот] остался в том большинстве со всеми деньгами, должностями и бизнесами.
— Каким образом на выборах БЮТ компенсирует отсутствие собственных СМИ?
— Мы сознательно не покупали телеканалы и газеты. У нас есть Вечерние вести, но они отпущены в коммерческое плавание. К сожалению, СМИ вносят выдающийся вклад в приход к власти кланов, формируя выбор избирателей. Я верю, изменив качество медийного пространства, мы изменим качество нашей жизни.
— Если нет собственных СМИ, остается платить за рекламу чужим. Правда, что БЮТ потратит на рекламу на выборах несколько десятков миллионов долларов?
— Все партии платят за рекламу, и мы не исключение. Но мы еще не знаем, какими будут расходы. ЦИК определит объемы рекламы, стоимость — в зависимости от этого мы сформируем наш избирательный фонд. Скажу только, что реклама в СМИ — самая весомая статья расходов на кампанию.
— Какую сумму планирует потратить БЮТ на выборы в целом?
— На предыдущую кампанию наша команда потратила меньше денег, чем кто-либо. На этих выборах мы будет пытаться войти в самые скромные рамки. БЮТ финансирует сочувствующий малый, средний и крупный бизнес. Вносят столько, сколько могут — от одной гривни до сотен тысяч. Некоторые бизнесмены берут под свою ответственность выборы в некоторых областях и проводят там кампанию за свой счет. Наша бухгалтерия открыта, всегда можно проверить.
— Какие регионы для БЮТ самые проблемные?
— В первую очередь Донецкая и Луганская области. Там часты нападения на наших активистов, им наносят ножевые ранения. Там же будут особенно сильны фальсификации.
— Вы говорили о плане предотвращения фальсификаций. В чем он заключается?
— Мы держим его в тайне, чтобы регионалы не приняли контрмеры. Скажу только, что в день выборов мы проведем сплошной контроль на участках — людей у нас хватит.
— Откройте тогда личную тайну: домик в Конча-Заспе, о котором недавно писали электронные СМИ, Вы купили или арендуете?
— Это арендуемое имущество. Я годами живу в арендованных домах. Времени нет заниматься этими делами; очень мало остается на личную жизнь.
— Но ведь аренда этого дома немалая — $ 10-15 тыс.?
— Нет, не столько. И она по силам моей семье. Поверьте, в сравнении с замками других политиков, мое жилье самое скромное по площади и оформлению. Проведите журналистское расследование — и убедитесь.
— А какие у Вас доходы за 2006 год?
— Декларация опубликована на сайте ЦИК, можете ее почитать.
— Вы часто повторяете слово "справедливость". Какой смысл в него вкладываете?
— Это интегральное ощущение человека в отношении общества и всего, что его окружает. Если такого ощущения нет, значит, нужно совершенствовать общественные отношения. Сегодня 99,9% людей в Украине считают, что справедливости нет. Нам нужно бороться, чтобы она родилась. И я хочу это движение возглавить.
Это интервью было опубликовано в № 31 журнала Корреспондент от 11 августа 2007 года