Los Angeles Times: Кремль пользуется газом как оружием
На поверхности конфликт между Россией и Украиной, из-за которого были перекрыты поставки природного газа во многие страны Европы в разгар морозной зимы, - это чисто коммерческий спор, пишет издание Los Angeles Times.
Но если посмотреть глубже, то окажется, что это нечто более грозное - часть продуманной, как представляется, стратегии России по восстановлению влияния в странах, некогда входивших в состав советской империи, и нейтрализации противодействия Европы.
"Газпром", российский газовый монополист - в равной мере компания и орудие политики Кремля. Президент России Дмитрий Медведев - бывший председатель правления "Газпрома". Ему принадлежит крупный российский медиа-холдинг, которым он пользуется как орудием правительственной пропаганды. "Газпром" - крупнейший в мире газодобывающий концерн, и на его долю приходится четверть доходов российского бюджета. Правительство контролирует большинство членов его совета директоров, и хотя структура принятия решений руководством "Газпрома" крайне непрозрачна, большинство аналитиков считает, что на самом деле им руководит премьер-министр России Владимир Путин, который когда-то утверждал в своей научной работе, что энергетические ресурсы России - ключевой фактор продвижения ее национальных интересов.
На самом деле, не нужно увлекаться теориями заговоров, чтобы проследить связь между "Газпромом" и многими из самых агрессивных внешнеполитических ходов Кремля, включая августовское вторжение российских войск в Грузию.
На самом деле, не нужно увлекаться теориями заговоров, чтобы проследить связь между "Газпромом" и многими из самых агрессивных внешнеполитических ходов Кремля, включая августовское вторжение российских войск в Грузию. "Газпром" поставляет Европе примерно четверть потребляемого ею газа - важнейшего топлива для отопления домов и выработки электроэнергии - но его господство может быть поставлено под угрозу реализацией проекта газопровода, по которому газ из таких стран Центральной Азии, как Туркменистан, шел бы через Грузию в Турцию и страны Южной Европы. Вторжение пошатнуло нервы инвесторов и продемонстрировало, что Россия способна свергнуть прозападное правительство в любое удобное для себя время, поставив проект под угрозу.
Вслед за этим администрация Буша начала кампанию за скорейший прием Украины и Грузии в НАТО, но европейские лидеры, возглавляемые канцлером Германии Ангелой Меркель, вскоре потопили эту инициативу. Возможно, то, что Германия является крупнейшим партнером "Газпрома", - чистое совпадение, но, скорее, это не так.
Вторжение пошатнуло нервы инвесторов и продемонстрировало, что Россия способна свергнуть прозападное правительство в любое удобное для себя время, поставив проект под угрозу.
Такова предыстория нынешнего спора, который начался 1 января, когда "Газпром" и правительство Украины не смогли договориться об условиях контракта на 2009 год. Хотя большинство стран Европы покупает газ по рыночным ценам, Украина ежегодно подписывает контракт о поставках газа с существенной скидкой; но и "Газпром" платит пошлину за транзит газа по украинским трубопроводам. Перекрыв газ, поставляемый Украине для внутреннего потребления, Россия обвинила Киев в краже газа, предназначенного для Европы, поэтому перекрыла и этот поток.
Реакция Европы очень сильно отличается от того, что имело место во время аналогичного отключения газа в 2006 г. Тогда была свежа память об "оранжевой революции", и Украина искала поддержки на Западе, поэтому большинство европейцев возлагало вину на Россию. Теперь они уже не знают, кого винить - и на то есть причины. Энергетический сектор Украины глубоко коррумпирован, поэтому вполне можно предполагать, что они откачивали газ, предназначенный для Европы. Более того, Россия справедливо требует перехода на рыночные цены, хотя "Газпром" предъявляет непомерные требования, выполнение которых окончательно добило бы украинскую экономику, переживающую трудные времена. Между тем, чиновники Европейского Союза не торопятся действовать, хотя надеются, что русские снова включат газ, если они сумеют создать миссию ЕС для мониторинга транзита по территории Украины, чтобы не допустить несанкционированного отбора.
Энергетический сектор Украины глубоко коррумпирован, поэтому вполне можно предполагать, что они откачивали газ, предназначенный для Европы.
Реакция Европы на этот спор важна потому, что именно она будет принимать судьбоносные для "Газпрома" и Восточной Европы решения о строительстве новых трубопроводов. При активной поддержке Берлина "Газпром" продвигает проект газопровода по дну Балтийского моря, по которому газ будет доставляться непосредственно из России в Германию в обход таких стран, как Украина. Кроме того, он предлагает построить газопровод, по которому газ будет поступать непосредственно в Южную Европу по дну Черного моря. Если Россия будет восприниматься как ненадежный поставщик, то это может застопорить реализацию обоих проектов. Если они будут построены, то Москва сможет свободно пользоваться газом как своего рода дубинкой, при помощи которой можно будет поставить на место такие прозападные страны, как Польша или Украина - ведь она будет в состоянии перекрыть им газ, не прерывая поставки в Европу, деньги которой нужны ей для поддержания на плаву российской экономики.
Опасности излишней зависимости Европы от российского газа очевидны уже давно, и в связи с этим не раз звучали призывы к диверсификации поставок. Мешают этому издержки и политические факторы, но, более того, в стратегической игре нефтедипломатии Путин - похоже, куда более искусный игрок, чем большинство его коллег. Налицо причины для Европы и Соединенных Штатов (у которых появляются свои проблемы с поставками энергоносителей, учитывая их зависимость в плане поставок нефти от таких недружественных стран, как Венесуэла), ускорить переход на неорганические виды топлива и резко повысить энергетическую эффективность.