Rzeczpospolita: Нельзя оставлять Украину в одиночестве
Россия решила, что после победы в Грузии пришла пора совершить второй шаг к восстановлению господства над Восточной Европой: разбить надежды Украины на присоединение к Западу, пишет военный эксперт Станислав Козей в польском издании Rzeczpospolita.
Российско-украинская газовая война - это второе после российско-грузинской войны доказательство окончания стратегической паузы девяностых. Мы вступили в эпоху малой "холодной войны", которую Россия объявила Западу.
Тем самым Кремль закончил переходный период в своей внешней политике. Он отказался от постсоветской политики и начинает политику новороссийскую - что, впрочем, отмечают сами российские аналитики - более сосредоточенную на национальных интересах России. В этой игре в новую "холодную войну", ставка в которой - это, прежде всего, господство над пространством вокруг России, особую роль играет украинская проблема. Ее конечный результат зависит от того, будет ли Украина полностью подчинена России или окажется среди государств Запада.
В этой игре в новую "холодную войну", ставка в которой - это, прежде всего, господство над пространством вокруг России, особую роль играет украинская проблема.
Похоже, что мы являемся свидетелями перелома в этом противостоянии. Россия решила, что после победы в Грузии пришла пора совершить второй шаг к восстановлению господства над Восточной Европой: разбить надежды Украины на присоединение к Западу. Для этого она воспользовалась своим самым мощным после ядерных боеголовок оружием - газом в зимний период. Предоставленная самой себе Украина, как и несколько месяцев назад - Грузия, героически ответила на этот вызов. Но в этой схватке, как ранее Грузия, она совершила ошибки. Она теряет баллы, главным образом, в информационной войне. Это ослабляет ее шансы на присоединение к Западу, в особенности, к НАТО. Выигрывает Россия, проигрывает Украина. Но нужно четко заявить, что вместе с ней проигрывает также Запад, в том числе, Польша. Ведь членство Украины в НАТО - один из наших жизненно важных интересов. Аргументы в пользу этого тезиса можно рассматривать в трех контекстах: украинском, европейском и польском.
Ограничить риск
Членство Украины в НАТО означало бы присоединение большого народа и крупного государства к интегрирующемуся западному сообществу: к его экономике, культуре, системе безопасности.
Членство Украины в НАТО означало бы присоединение большого народа и крупного государства к интегрирующемуся западному сообществу: к его экономике, культуре, системе безопасности.
Это было бы также выгодно для Украины со стратегической, экономической и социальной точки зрения. Польша по собственному опыту знает, как членство в западных структурах ускоряет трансформацию. Столь необходимую для обществ с многолетним опытом существования в недемократической системе.
С европейской точки зрения, членство Украины в НАТО привело бы к политически-стратегической интеграции огромного европейского пространства. Это означало бы значительное сокращение зоны риска в Европе. Это усилило бы возможности стратегического влияния на юго-восточном направлении, которое на сегодня и в обозримом будущем будет главным направлением интересов альянса (Ближний и Средний Восток - с Ираком, Ираном, Афганистаном и Пакистаном).
И - что особенно важно - положило бы конец тревожным неоимперским замашкам и планам новороссийской политики Москвы в отношении Украины и, шире, т.н. ближнего зарубежья. Сегодня уже четко видно, что в России возрождаются и последовательно реализуются такие тенденции. Россия объявила Западу малую "холодную войну". Присоединение Украины к Западу лишило бы эту войну смысла.
Россия объявила Западу малую "холодную войну". Присоединение Украины к Западу лишило бы эту войну смысла.
С польской точки зрения, членство Украины в НАТО - важнейший после нашего вступления в НАТО и ЕС шанс укрепить безопасность страны. Речь идет не только о вопросе изменения стратегической позиции внутри НАТО - из пограничного государства мы превратились бы в центральное, то есть, с точки зрения безопасности, оказались бы в гораздо более выгодном положении.
Еще важнее то, что членство в НАТО такой большой страны изменило бы расклад сил в альянсе. Мы бы стали естественными партнерами во внутринатовских дебатах о безопасности. Нам было бы проще устанавливать приоритеты стратегии НАТО по отношению к нашим национальным интересам, связанным с восточноевропейской безопасностью.
Вступление Украины в НАТО настолько выгодно, что нужно делать все для того, чтобы повысить шансы и ликвидировать препятствия на пути к достижению этой идеи. А препятствия, к сожалению, серьезные. Во-первых, внутриукраинские. Среди них важное место занимает неприязнь (а, как минимум, подозрение) к НАТО большой части украинского общества. В определенной мере она является следствием многолетнего воздействия советской пропаганды и подражания российской политике, которая все время относится к НАТО как к главному врагу. По данным недавних опросов общественного мнения, всего 35 процентов украинцев позитивно относятся к перспективе членства в НАТО, а 40 процентов затрудняются с ответом. Путь Украины в НАТО осложняют и политические споры.
Российское давление
Россия делает все для того, чтобы торпедировать планы вступления Украины в НАТО. Она поддерживает антинатовские настроения в этой стране, ослабляет экономику и ссорит политические элиты.
Вторая группа препятствий - это препятствия, чинимые Россией. Очень серьезные, может быть, самые серьезные. Россия делает все для того, чтобы торпедировать планы вступления Украины в НАТО. Она поддерживает антинатовские настроения в этой стране, ослабляет экономику и ссорит политические элиты. Она оказывает негативное давление на европейские государства. Недавний фактический раздел Грузии и объявление Западу информационной войны - важные элементы этого давления. Нынешняя газовая операция против Украины, косвенно являющаяся инструментом тихого шантажа других государств ЕС, вписывается в эту долгосрочную стратегию.
Вообще европейские государства довольно скептически оценивают состояние готовности Украины к членству. Газовая война с Россией углубляет этот скептицизм. Тем более, что негативно оцениваются воля, решимость и степень готовности Украины - а, прежде всего, ее политических элит - к достижению этой цели.
Интересно, удастся ли украинцам развеять или хотя бы ослабить сомнения государств НАТО, а если удастся, то когда. Польша не должна оставлять Украину наедине с этим вызовом. Мы должны поддержать ее шансы на членство в НАТО. Прежде всего, ради собственных интересов. Самое главное - не оставлять Украину в одиночестве перед лицом давления России.