Секретариат Ющенко заявил о "существенной дыре" в бюджете Нафтогаза
Первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Александр Шлапак заявил, что подписанные с Газпромом соглашения не полностью соответствуют директивам Виктора Ющенко, и заявил о "существенной дыре в бюджете Нафтогаза".
В частности, Шлапак отметил, что подписанные с Газпромом контракты не соответствуют ранее достигнутым договоренностям между президентами и премьерами Украины и России в феврале и в октябре 2008 года в части поэтапного трехлетнего перехода на рыночные цены на газ для Украины, а также по тарифам на транзит газа и его хранение в подземных хранилищах.
"Я считаю, что в этой части директивы, безусловно, не выполнены", - сказал он.
Он также отметил, что в подписанных соглашениях вызывает очень большой вопрос базовая цена – 450 долларов за тысячу кубометров. "450 долларов является абсолютно неправильной (ценой) на границе Россия-Украина", - добавил первый заместитель главы Секретариата Президента.
Почему Украина получила со старта цену, которая является хуже, чем у большинства стран Европы?
При этом он как пример назвал цены на границе Украина-Венгрия – 403 доллара и Германия-Чехия – 385 долларов без учета транзитного ключа. "Как посчитана эта цифра, мне сложно сказать, и речь идет о том, что цифра 450 долларов зафиксирована на 10 лет", - отметил Шлапак.
По его словам, если бы расчеты велись обратным путем, то есть бралась цена на границе Германия-Чехия, то у нас была бы цена 202 доллара за тысячу кубометров.
"Почему Украина получила со старта цену, которая является хуже, чем у большинства стран Европы? В директивах вопрос стоял – симметричность принципов цены и ставки транзита. Цена транзита оставлена без изменений", - сказал Шлапак.
Дырявый бюджет Нафтогаза
Первый замглавы Секретариата также заявил, что будет предлагать Виктору Ющенко рассмотреть последние договоренности по газу на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. "Я лично буду предлагать Президенту, чтобы этот вопрос был рассмотрен на СНБО", - подчеркнул Шлапак.
По его словам, если "мы ничего не изменим в ценовой политике в 2009 году, то Нафтогазу только для обеспечения разницы в ценах на тепло необходимо будет 11,7 млрд гривен".
"1,6 млрд гривен в бюджете зафиксировано, не хватает более 10 млрд гривен, - сказал он и подчеркнул, - Таким образом, мы имеем существенную дыру в бюджете Нафтогаза".
Также, по словам Шлапака, правительству необходимо определить, по какой цене будут получать потребители газ, как будет учтена в бюджете компенсация Нафтогазу и как сбалансировать бюджет НАК. "Правительство должно все эти вопросы рассмотреть", - добавил первый замглавы Секретариата.
Также он сообщил, что, по расчетам Секретариата Президента, только прямые издержки НАК Нафтогаз Украины в 2009 году составят более 100 млрд гривен, финансовые обязательства – 26 млрд гривен, и необходимо закачать еще газ в ПХГ и заплатить за него не менее 20 млрд гривен (при цене 250 долларов за тысячу кубометров).
Отвечать будет она
Помимо прочего, Шлапак заявил, что в результате последних газовых договоренностей Украина получила проблему не только с экономической стороны, но и с политической.
"Мы получили проблему не только с экономической стороны, но и с политической стороны. В очередной раз мы не смогли выдержать единую позицию, а ее необходимо было выдержать", - сказал он.
При этом Шлапак добавил, что Президент и премьер-министр Украины до последнего времени держались на общей позиции.
Всю ответственность, которую несет наше государство, взяла на себя премьер-министр, и, очевидно, она будет полностью отвечать по Конституции
"У Президента нет на сегодняшний день законодательных инструментов остановить подобного рода решения… Всю ответственность, которую несет наше государство, взяла на себя премьер-министр, и, очевидно, она будет полностью отвечать по Конституции", - резюмировал первый заместитель Секретариата Президента Украины.
Как сообщалось, глава Секретариата Ющенко Виктор Балога сегодня выразил мнение, что договоренности о поставках российского газа, достигнутые премьерами Украины и России, вызывают много вопросов и замечаний как в результате двусторонних переговоров, так и из-за непрозрачности принятых решений.