Человек из песка и тумана. Интервью с Вадимом Перельманом

17 января 2009, 18:00
💬 0
👁 56

Бывший киевлянин, а теперь гражданин Америки кинорежиссер Вадим Перельман - о том, как он заполучил в свой новый фильм Уму Турман и об искусстве зарабатывания на артхаусном кино в США

Если в США когда-нибудь составят список типичных воплощений американской мечты, туда наверняка войдет бывший киевлянин Вадим Перельман. Сын эмигрантки, в юности едва не угодивший в американскую тюрьму за мелкое воровство, стал одним из самых многообещающих артхаусных режиссеров США.

А все благодаря успешному полнометражному дебюту: его драма Дом из песка и тумана (2003), стоившая всего $ 16 млн, получила три номинации на Оскар, одну на Золотой глобус и бурные аплодисменты на разнообразных фестивалях.

15 января в Украине стартовал новый фильм Перельмана, психологический триллер Жизнь перед ее глазами с бюджетом в $ 13 млн и Умой Турман в главной роли. Представлять ленту на родине режиссер приехал лично.

В последнее время он здесь бывает часто - в октябре 2008 года снимал ролик для корпорации Рошен. Реклама, по признанию Перельмана, помогает быть в тонусе, в том числе и финансовом, в перерывах между полнометражными фильмами.

Сейчас 45-летний режиссер проводит в США не более девяти месяцев в году, а остальное время живет в Праге, которую обожает. "Читаю книги, пью водку", - со смехом рассказывает он о чешском досуге. Об этом, а также о своей любимой актрисе (не Уме Турман), последнем фильме и трудностях бытия артхаусного режиссера в США Перельман рассказал Корреспонденту.

- Какие впечатления от Киева? Вы себя чувствуете здесь как дома или уже нет?

- Я обожаю Киев. Потрясающий город. Чем чаще приезжаю, тем больше чувствую себя как дома.

- Жаль, Ума Турман не приехала. Как Вам удалось заполучить ее на главную роль?

- Ума была первая [кандидатка], а потом что-то как-то не получалось с ней, и были небольшие "выборы" - мы пошли по другим актрисам немножко. Но затем она согласилась. Очевидно, передумала и решила играть.

- И как с ней работалось?

- Отлично! Она очень умная, очень интуитивная актриса, и хорошо работала. Ведь в большинстве ее работы - это артхаус. Только с Kill Bill [Убить Билла] она начала делать коммерческие фильмы, а до этого у нее была репутация артхаусной актрисы.

- Ну а как она сочеталась с Эван Рэйчел Вуд - молодой и менее опытной?

- Они никогда вместе не работали и на экране ни разу вместе не появляются по понятной причине - они ведь играют одного и того же человека [в разном возрасте]. (Смеется.) Но Эван, я считаю, без преувеличения самая лучшая актриса в мире. Она просто гениальная, у нее огромнейший талант.

- Жизнь перед ее глазами стоит меньше Дома из песка и тумана - как Вам удается удешевлять фильмы в условиях, когда все дорожает?

- Отличный вопрос, кстати. Во-первых, второй фильм - независимый [созданный на деньги спонсоров], в то время как первый был студийный [производство DreamWorks SKG, студии Стивена Спилберга]. Когда фильм студийный, сложнее просить человека сделать траты меньше, он говорит: "А зачем - ведь студия платит?" Когда же фильм независимый, у всех другой менталитет.

Еще нам помогло, что мы снимали второй фильм в штате Коннектикут. Там есть закон о rebate - когда часть налогов отдают обратно. Это политика штата, так они хотят обеспечить своих жителей работой, способствовать экономическому подъему. Так что $ 13 млн [бюджета фильма] - это на самом деле [до возврата налогов] $ 16-17 млн.

- А кто давал деньги на съемки?

- Компания называется 2929, они постоянно финансируют фильмы - и, кстати, хорошие. У них [владельцев компании] вкус отличный [в сопродукции выпустили, в частности, Спокойной ночи и удачи с Джорджем Клуни, на подходе Однажды в Голливуде с Робертом де Ниро]. Это миллиардеры Марк Кьюбан, он владеет баскетбольной командой Dallas, и его партнер Тодд Вагнер.

- Но как получилось, что Жизнь перед ее глазами собрал в США только $ 303 тыс.? Ведь психологический триллер - очень популярный жанр, а Турман - звезда?

- Конечно, она очень популярная актриса. Но сейчас, в этом финансовом климате, люди очень боятся потерять деньги. И каждый день, который [продюсеры] держат в кинотеатрах этот фильм, им стоит денег - на рекламу, афиши, все эти дела. Так что они выставляют на неделю-две и в 30-40 театров - в Штатах это очень мало. Как бы попробовать воду: засунули палец ноги в реку, и если немного холодно, быстро вытягивают палец. (Смеется.) Они делают ставку на DVD, также у них огромная ТВ-сеть.

- То есть ленты возьмут свое на DVD и на других источниках доходов от фильма?

- Да, конечно! Они не хотели деньги терять и, не спрашивая меня, быстренько "вытянули" фильм из кинотеатров, поэтому денег [в прокате] он собрать не смог. Получается немного даже стыдно: "Ой, почему же фильм не сделал кассу, если он такой хороший?" Но в реальности это все - опять же финансовый климат.

- Дом из песка и тумана в прокате взял $ 17 млн - лишь немногим больше бюджета. А как на DVD?

- Это был один из самых успешных DVD-релизов сезона. Я думаю, примерно - судя по тем чекам, который я до сих пор получаю, потому что у меня небольшой процент есть, - не меньше $ 100 млн, если не больше. Многие не пошли в кинотеатр - это был рождественский сезон, каникулы. Дом из песка и тумана выпустили 26 декабря.

Почему так получается с моими фильмами - потому что они сложные. И люди не могут понять даже, как их продавать. Да, Жизнь перед ее глазами - это психологический триллер. Но это же не просто стреляют или что-то такое. Этот фильм умнее и сложнее.

- И кем в США лучше быть - режиссером коммерческим или артхаусным?

- Приятнее быть режиссером артхаусным, который делает огромные деньги. Это самый лучший вариант. (Смеется.)

Это интервью было опубликовано в № 1 журнала Корреспондент от 17 января 2008 года

ТЕГИ: фильм