Умерла русская муза скульптора Майоля и звезда "блатных" песен Дина Верни
В столице Франции на 89 году жизни скончалась Дина Верни - владелица одной из крупнейших парижских галерей, муза скульптора Аристида Майоля, прославившаяся в советское время исполнением так называемых "блатных" и лагерных песен.
Об этом сообщил в своем коммюнике Музей Аристида Майоля, который был создан Диной Верни в 1995 году.
Дина Верни (Dina Vierny) (предположительно, урожденная Верник или Верникова) родилась в 1919 году в Одессе (по другим данным в Кишиневе) и шесть лет спустя вместе с родителями, бежавшими от советской власти, оказалась во Франции.
В возрасте 15 лет Дину приметил 73-летний Майоль, предложивший девушке стать его натурщицей. Верни послужила прообразом для двух десятков скульптур, выставленных в парижском саду Тюильри по соседству с Лувром, кроме того, Майоль написал несколько ее портретов.
Верни позировала также Анри Матиссу, Раулю Дюфи, Пьеру Боннару, была хорошо знакома со многими представителями французской богемы.
В годы Второй мировой войны вступила в ряды французского Сопротивления, помогала антифашистам скрываться от нацистских преследований.
После гибели Майоля в автокатастрофе в 1944 году Верни по завещанию унаследовала все его состояние и коллекции и вскоре открыла в Париже собственную галерею. Впоследствии, в 1995 году, она основала в Париже музей Майоля и фонд своего имени, который поддерживал современных художников и скульпторов.
В конце 1950-х Верни впервые приехала в Советский Союз, где познакомилась и подружилась со многими представителями авангардистского искусства, чьи работы впоследствии выставляла в своей парижской галерее.
К тому же времени относится и увлечение Верни "блатными" и лагерными песнями, которые она услышала, бывая в компаниях тогдашних советских диссидентов. В 1970-х Верни выпустила во Франции пластинку с записями этих песен.
Немногочисленные экземпляры пластинки, контрабандой ввезенные в СССР, снискали певице огромную популярность: песни в ее исполнении переписывали на тогдашние магнитофоны и слушали в компаниях, исполняли под гитару, пытаясь копировать необычную манеру исполнения и даже не подозревая, что исполнительница живет во Франции.