Газовые зигзаги украинской дипломатии: от Вяхирева до Хуссейна
Тема строительства газопровода в обход Украины начинает все активней обсуждаться в Европе. А пока Россия и Украина проводят очередные раунды переговоров по газу, высокая активность замечена в иракском направлении внешней политики Киева. Визит украинской делегации в Багдад, в ходе которого договаривались о закупках иракской нефти, проходил в обстановке строгой секретности.
Вице-премьер, министр экономики Польши Януш Штейнхофф прозрачно намекнул на то, что Варшава могла бы согласиться на строительство на своей территории такого газопровода, если Украине будет предоставлена соответствующая компенсация.В интервью еженедельнику "Впрост" министр экономики Польши, в частности, заявил: "Мы готовы к разговорам на тему полной загрузки Ямальского газопровода и сооружения его новой ветки, но стоит также взвесить предложения, которые бы гарантировали для Украины долю в новых инвестициях. Это могло бы компенсировать ее потери в случае уменьшения транзита газа через ее территорию".
Польский политик подчеркнул, что и Варшава, и Киев должны быть проинформированы как о пути нового газопровода из России в Европу, так и о перспективах увеличения экспорта газа из России. По его мнению, все заинтересованные в данном вопросе государства должны собраться на международную конференцию и подискутировать о своей роли в этом процессе.
Между тем в тот самый день, когда интервью Штейнхоффа было опубликовано, в Вене проходила международная конференция, посвященная как раз перспективам поставок нефти и газа из стран СНГ в Европу. В ней принимали участие представители Еврокомиссии, России, Украины, прикаспийских государств СНГ, а также консалтинговых и трейдерских фирм из Европы. Правда, такие гиганты, как "Рургаз" и "Газ де Франс", не были представлены в Вене, так как в это же время в Алма-Ате проходила другая конференция - по инвестициям в нефтегазовый комплекс.
О том, какое значение придавала этому событию Украина, свидетельствует тот факт, что президент Леонид Кучма встречался с главой делегации вице-спикером Степаном Гавришем как раз перед его отлетом в Вену. На самой конференции г-н Гавриш заявил представителю Еврокомиссии Джону Метерзу, что Украина как член Европейской энергетической хартии имеет равные права на участие как в обсуждении проблемы поставок российского газа в Европу, так и в реализации проекта транспортировки. Иной подход, по его словам, был бы дискриминационным по отношению к Киеву.
Как сообщил Гавриш корреспонденту "НГ", конференция стала местом очередного выяснения отношений между Украиной и ОАО "Газпром", чей представитель г-н Обухов обвинил Киев в воровстве российского газа. После этого украинская делегация отдельно встретилась с российской делегацией, возглавляемой послом по особым поручениям Андреем Урновым, и заявила, что негоже в присутствии ЕС "стирать грязное белье", а надо садиться за стол переговоров, чтобы обеспечить транспортировку газа в Европу. По заверениям Гавриша, Украина гарантирует, что не допустит воровства ни одного кубометра газа, если договорится о расчетах с "Газпромом" живыми деньгами. Однако, по его словам, "Газпром" пока не готов идти на это, тогда как позиция российского правительства и по данному, и по другим вопросам оказалась более сдержанной и объективной.
На конференции украинские парламентарии, авторы законопроекта о приватизации газотранспортной системы Гавриш, Гудыма и Дияк пытались убедить россиян и европейцев в том, что с реализацией этого документа (о нем "НГ" уже писала) разговор об обходных газопроводах отпадет сам собой и что наилучший путь решения проблем транспортировки углеводородного сырья - это объединение усилий Украины, России и Европы. Украинская делегация отстаивала вариант транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, который должен быть достроен в текущем году. Кстати, подчеркивалось, что по нему наряду с каспийской может транспортироваться и российская нефть, о чем на Украине до сих пор не говорилось.
Киев считает, что украинский путь транспортировки - самый выгодный с экономической точки зрения, тогда как маршруты через Новороссийск и Джейхан продиктованы только геополитикой. Однако, по словам вице-спикера, украинские предложения не вызвали оваций. Гавриш отметил, что все стороны сейчас выступают как конкуренты, которые не видят ничего лучшего, кроме собственных предложений, и эти разногласия могут привести к тому, что проект транспортировки каспийской нефти не достанется ни Европе, ни России.
Обращает на себя внимание, что на конференции в Вене ведущую роль в украинской делегации играли депутаты парламента, а правительство было представлено фигурами второго ряда. Глава же нефтегазового монополиста НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Копылов договаривался в эти дни в Багдаде о покупках иракской нефти. Предполагается, что на Украину еще до конца этого года поступит несколько миллионов баррелей нефти в рамках квоты, установленной Советом Безопасности ООН в соответствии с программой "Нефть в обмен на продовольствие". Возглавлял же украинскую делегацию, которая была принята лично Саддамом Хусейном, первый вице-премьер Юрий Ехануров.
Визит, формальным поводом для которого стало открытие украинских посольств в Багдаде и Дамаске, проходил в обстановке секретности. Киевские СМИ ничего не сообщали о нем, пока, вернувшись из поездки, сам Ехануров не провел пресс-конференцию. Поскольку первый вице-премьер имеет репутацию "человека президента" в кабинете Виктора Ющенко, то багдадский вояж украинской делегации можно отнести скорее к президентской, чем к кабминовской дипломатии. Об этом говорит и тот факт, что заслуга в оживлении отношений с Багдадом приписывается украинской прессой депутату Верховной Рады, лидеру Социал-демократического союза (СДС) Сергею Пересунько. У СДС налажены хорошие контакты с иракской правящей партией Баас, в минувшем году между партиями было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, после чего Сергей Пересунько даже побывал на дне рождения Саддама Хусейна.
Однако личные заслуги г-на Пересунько, который был в Багдаде в составе нынешней делегации, не стоит переоценивать, поскольку за его спиной стоит более могущественный политик - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук. Ведь сам СДС создавался в прошлом году как структура под предвыборную кампанию Марчука. А позиция секретаря СНБО, заключающаяся в том, что Украина должна проявлять активность в иракском вопросе, хорошо известна.
Впрочем, данное направление внешней политики до недавнего времени игнорировалось украинским МИДом. Возглавлявший это ведомство Борис Тарасюк делал акцент на сотрудничестве с членами НАТО (в том числе и потенциальными) в ущерб отношениям не только с Россией, но и со всеми прочими странами. Об этом говорит, в частности, наличие давно не заполненных вакансий на места послов в Индии, Пакистане, Японии, ЮАР, что вызвало публичные упреки президента в адрес МИДа во время недавнего представления аппарату ведомства нового министра Анатолия Зленко.