РИА Новости: Как Украина и Польша радуются "успеху" в Брюсселе
Нужно отдать должное украинским и польским журналистам: за своей властью они следят зорко, пишет обозреватель РИА Новости Дмитрий Бабич.
Вот и относительно недавней скандальной конференции в Брюсселе, на которой была подписана встреченная Москвой в штыки декларация о предоставлении ЕС Украине кредита в 2,5 млрд. долларов на ремонт газопровода, из украинской прессы можно узнать много нового.
В частности, Интернет-газета "Украинская правда" приводит отрывки из письма председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэля Баррозу украинскому президенту Виктору Ющенко и премьеру Юлии Тимошенко. Следует отметить, что письмо было написано 13 марта сего года – в те времена, когда президент и премьер даже не хотели называть друг друга по именам, а не "мило беседовали" (так теперь описывает их общение в Брюсселе "Газета по-киевски").
"У меня с вами состоялась объемная дискуссия по вопросу о мерах, которые должна принять Украина, если она все-таки хочет привлечь инвесторов для модернизации газотранспортной системы (ГТС),- пишет Баррозу. – Я очень беспокоюсь, что после долгих переговоров до сих пор не удается согласовать текст декларации, несмотря на ваше обязательство принять все меры накануне конференции".
Письмо Баррозу было написано 13 марта сего года - в те времена, когда президент и премьер даже не хотели называть друг друга по именам, а не "мило беседовали".
И вдруг – о чудо! – всего через десять дней Баррозу резко меняет тон с жесткого на мягкий, а Еврокомиссия провозглашает украинский трубопровод приоритетным маршрутом для доставки газа в Европу. Подобные резкие смены настроения обыватель часто связывает с легкомыслием и экзальтацией, но для украинской политики они в порядке вещей. Удивительно только, что Еврокомиссия как будто сама "обманываться рада", легко усваивая вроде бы чуждый ей прежде переменчивый киевский стиль. А ведь в том же письме десять дней Баррозу буквально метал громы и молнии. Вот продолжение его письма от 13 марта:
"Позвольте мне быть с вами откровенным: требования международных финансовых учреждений больше нельзя держать в процессе обсуждения. Если эти требования не будут вами приняты, Украина утратит возможность вливания дополнительных средств в ГТС в критический для вас момент, а нам придется отложить конференцию. Я уверен, что вы понимаете – бесполезно проводить мероприятие без конкретного и ясного результата. Это ставит под угрозу политическую и профессиональную репутацию лидеров Украины и ЕС",- заключил Баррозу.
Почему так быстро забылись некоторые недавние действия Ющенко и Тимошенко, которые вряд ли совместимы с обещанной ими прозрачностью и независимостью?
Как известно, Ющенко и Тимошенко в итоге все-таки согласились принять семь обязательств, включенные в текст декларации. Они включают обязательства обеспечить независимость оператора газотранспортной системы, открытый и прозрачный механизм формирования тарифов и еще много хороших вещей. Но вот проблема: почему так быстро забылись некоторые недавние действия Ющенко и Тимошенко, которые вряд ли совместимы с обещанной ими прозрачностью и независимостью?
"Был риск того, что конференцию сорвет недавнее маски-шоу, устроенное в "Нафтогазе" спецназом Службы безопасности Украины",- признался украинским журналистам в самолете всесильный вице-премьер Григорий Немыря. В самом деле, история с борьбой за газ из подземных хранилищ "Нафтогаза", включавшая поддержанный Ющенко рейд одетых в черное коммандос, приключилась не далее как в начале марта и еще свежа в памяти. А ведь одно из семи обязательств, взятых на себя Украиной в соответствии с декларацией, - "обеспечить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регулирующего органа". Какие уж там третьи стороны, если две главные украинские стороны не могут друг с другом договориться? Но желание верить в то, что Ющенко и Тимошенко – это и есть демократия и ответственная власть, в Европейском Союзе так велико, что побеждает все преграды.
Роспуск парламента, ежегодные газовые скандалы, чехарда правительств и экономический кризис - все забыто и прощено ради одной главной цели, а именно - развода Украины и России.
Особенно сильно это желание в Польше. Публицист "Газеты Выборчей" Марцин Войцеховский назвал свою статью о связях ЕС и Украины просто и откровенно – "Оранжевое восточное партнерство". Несмотря на все события последних четырех лет, он по-прежнему верит, что польское участие в событиях "оранжевой революции" 2004 года "предотвратило пролитие крови и фальсификацию президентских выборов, которые означали бы сохранение Украины в зоне влияния России". Роспуск парламента, ежегодные газовые скандалы, чехарда правительств и экономический кризис – все забыто и прощено ради одной главной цели, а именно - развода Украины и России.
С кем угодно, только не с Россией – похоже, в этом и заключается главный смысл новой "восточной политики" Польши, а отчасти и ЕС. Забывается даже давняя вражда с белорусским президентом Александром Лукашенко. Недавнее объявление ЕС новой стратегии "восточного партнерства", которая будет включать Белоруссию, и на которую выделено 600 миллионов евро из союзных фондов ЕС, было воспринято в Польше как большой успех отечественной дипломатии. Похоже, признана правота другого публициста все той же "Газеты выборчей" - Леопольда Унгера. Он два года назад первым высказал прежде крамольную в Польше мысль, что Лукашенко – никакая не марионетка России, а гарант белорусской независимости, которого нужно скрепя сердце поддержать.
С кем угодно, только не с Россией - похоже, в этом и заключается главный смысл новой "восточной политики" Польши, а отчасти и ЕС.
Польские и украинские газеты с удовольствием приводят высказывание другого "друга" России – бывшего министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко. "Украине следует интенсифицировать работу по дискредитации Южного и Северного потоков,- заявил он на заседании Совета по национальной безопасности. – Потратив несколько миллионов долларов, мы сэкономим миллиарды".
Интересно, как эта мысль согласуется с амбициями Украины по вступлению в ЕС, о которых Огрызко в бытность министром любил разговаривать? Матиас Варниг, управляющий директор компании Nord Stream AG, подсчитал, что газ, который будет доставляться в Европу по Северному потоку, по своей энергетической ценности эквивалентен 25 ядерным реакторам средней мощности. Неужели желание оставить Россию с носом в ЕС и вправду сильнее страха перед 25 потенциальными Чернобылями?