Годовщина самого масштабного захвата заложников в России: многие вопросы остались без ответа
Ровно год назад, 23 октября 2002 года группа чеченских боевиков захватила в заложники более 900 человек на мюзикле "Норд-Ост" в Москве. Между тем, и через год многие вопросы, связанные с гибелю людей, остаются без ответа.
Кризис с заложниками длился два с половиной дня. За это время пятеро заложников были расстреляны боевиками. На рассвете 26 октября спецназовцы закачали в зрительный зал газ, чтобы усыпить боевиков, после чего уничтожили их. При этом более 120 заложников погибли.
Сегодня на площади перед домом культуры на Дубровке был открыт памятник жертвам этих событий. Гранитную стелу венчают три устремленных в небо бронзовых журавля.
Между тем, родственники погибших и и выжившие в трагических событиях требуют от властей ответов на острые вопросы, пытаясь добиться правды, отмечает в своем материале журналист Русской Службы Би-би-си Николай Горшков.
Каким образом более 40 вооруженных до зубов боевиков проникли в Москву? Какой газ использовали спецслужбы, чтобы "вырубить" боевиков? И почему медикам не сообщили, какой антидот нужно использовать, чтобы спасти жизни отравившихся этим газом заложников? Российские власти называют единственными виновниками гибели людей захвативших их боевиков.
Более 60 человек подали гражданские иски с требованием возместить им ущерб на сумму более 50 миллионов долларов. Сейчас они пытаются добиться удовлетворения своих требований в Европейском суде по правам человека.
Мнения россиян разделились. Одни хвалят власти за то, что в те трагические дни они действовали решительно, что позволило избежать трагедии значительно большего масштаба. Другие говорят, что из событий на Дубровке не были извлечены уроки и поэтому трагедия может повториться.
Организаторами и разработчиками плана по захвату заложников на Дубровке российские власти называют трех чеченских боевиков, в том числе одиозного Шамиля Басаева. Накануне годовщины захвата заложников, 22 октября, предъявила им заочные обвинения.