Страна.Ru: "Нефтяная война" на границах Украины
Украина борется с российским бизнесом, - пишет Максим Стерлигов в статье "Нефтяная война" на границах Украины", опубликованной в российском издании "Страна.Ru" 4 февраля.
После принятия постановления правительства Украины о новом порядке таможенного оформления нефти (читай - российской), поставляемой в страну по нефтепроводам, на украинских нефтеперерабатывающих заводах сырья осталось менее, чем на три дня работы. Созданная украинским правительством проблема с поставками российской нефти на украинские НПЗ не стала неожиданностью для специалистов. Что-то подобное просто обязано было произойти в свете длившегося почти год противостояния по поводу права определять, в каком направлении пойдет нефтяной поток по недавно построенному нефтепроводу "Одесса-Броды".
В этом вопросе столкнулись интересы различных бизнес-групп, и это противостояние особенно обострилось в контексте усиления конкуренции на мировых рынках транспортировки нефти. В частности, по мнению экспертов, наиболее четко в Украине о своей поддержке европейского направления использования нефтепровода "Одесса-Броды" заявила "донецкая группа", в то время как российские нефтянники предлагали использовать "Одесса-Броды" в режиме реверса. В то же время предложение россиян поддерживает крупнейшая украинская компания и, по совместительству местная нефтегазовая монополия, - НАК "Нафтогаз Украины". Интересы их противников, очевидно, лоббирует на четверть "донецкий" кабинет министров во главе с выходцами из Донбасса премьером Виктором Януковичем и вице-премьером по ТЭК Андреем Клюевым, который в итоге принял решение об использовании "Одесса-Броды" в европейском направлении.
Именно с благословения последних было принято и правительственное постановление, определяющее порядок таможенного оформления нефти поставляемой в Украину по нефтепроводам. Согласно постановлению, импортерам необходимо представлять на таможне документы, которые выдаются только после растаможки товара. Благодаря этой новации сейчас практически заблокировано поступление нефти на большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов. В частности, "ТНК-Украина" утверждает, что на "Лисичанский НПЗ" нефть не поступает уже 3 дня. Аналогичная ситуация на Херсонском, Кременчугском и Одесском заводах. Если позитивно не решить этот вопрос, НПЗ угрожает остановка, что повлечет за собой убытки в миллионы долларов. Нефтяники утверждают, что постановление украинского правительства разбалансирует рынок нефти и провоцирует рост цен. В дальнейшем ставится под угрозу транзит российской нефти по территории Украины в европейском направлении.
Очевидно, таким образом "донецкая группа" на уровне кабинета министров попыталась продемонстрировать, кто в украинском доме хозяин. Особенно в контексте упоминавшихся споров: в каком направлении будет качаться нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды".
Напомним, что российские нефтяные компании во главе с ТНК активно предлагали вариант реверса, при котором по отрезку нефтепровода будет прокачиваться российская нефть в направлении Одессы, где она будет перегружаться в танкеры и далее следовать в средиземономорский регион через Черное море и турецкий пролив Босфор. В этом предложении есть резон, поскольку нефтепровод "Одесса-Броды" вот уже 2 года с момента постройки не работает. С другой стороны, понятно, что российские нефтяники, лоббируя реверс, старались не допустить функционирования нефтепровода, который будет качать в Европу любую нефть, добытую за пределами России.
Что же касается "донецкой группы", то она при активной поддержке Евросоюза активно проталкивала проект использования простаивающего нефтепровода в соответствии с его названием, то бишь путем прокачки нефти из Одессы в Броды, а затем в перспективе после достройки нефтепровода - и в польский Гданськ. В мае прошлого года эта тема обсуждалась во время визита в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе тогдашнего вице-премьера по ТЭК, также представителя "донецкой группы" Виталия Гайдука. Какое-то время было не совсем понятно почему одна из самых мощных финансово-промышленных групп страны встала в первые ряды сторонников евроинтеграции Украины. Затем ситуация стала потихоньку проясняться - сначала в июне корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (ее основателем является вышеупомянутый Виталий Гайдук) объявила о намерении принять участие в конкурсе по приватизации металлургического комбината в Польше, в сторону которой и будет достраиваться "Одесса-Броды". Показательно, что в итоге мало кому известная на Западе донецкая корпорация обогнала грандов мировой металлургии и стала основным претендентом на польский меткомбинат. Затем стало известно, что ИСД собирается принять участие в конкурсе по приватизации венгерского меткомбината Dunaferr и сегодня уже можно с уверенностью сказать, что дончане являются основными претендентами на его покупку, обогнав, например, такого гиганта как российская "Северсталь". Эксперты считают, что возможно эти факты и объясняют почему "донецкая группа", не имея никаких системных интересов в нефтебизнесе, приняла решение о европейской ориентации "Одесса-Броды". Приобретение пусть и не самых больших восточноевропейских металлургических комбинатов, но зато на территории ЕС, позволяет в перспективе надеяться, что они сумеют без особых проблем экспортировать свою металлопродукцию (в основном в виде полуфабрикатов) на рынок Евросоюза, который славится своей закрытостью и одновременно высокими ценами.
В то же время у нынешней "нефтяной войны" на границах может быть еще как минимум одна причина: украинские финансово-промышленные группы всерьез опасаются укрепления в Украине позиций российского капитала. И это касается не только "Одесса-Броды". Столь же жестко нынешнее украинское правительство сопротивляется попыткам россиян поучаствовать в консорциуме по управлению украинской газотранспортной системой и планам по расширению транзита российской электроэнергии в Европу. Причем реализации этих крупномасштабных проектов (зачастую вполне экономически интересных для Украины) мало помогают и встречи президентов обоих стран, и проведение мероприятий вроде "года России в Украине". Препоны российскому капиталу чинятся не только на уровне мегапроектов, но и в процессе вложения инвестиций в отдельные предприятия, например, в Ингулецкий ГОК (крупнейшее предприятие горнорудной отрасли Украины), "Укртатнафту" (крупнейший НПЗ), "Лукор" (крупнейшее химическое предприятие страны).
Что же касается конкретной ситуации с изменением порядка таможенного оформления нефти, поставляемой в Украину по нефтепроводам, то поводом для его принятия могло стать заявление о том, что ТНК-ВР, в случае создания консорциума по эксплуатации нефтерповода "Одесса-Броды", готова рассмотреть вопрос о своем участии в нем в качестве инвестора. Возможно, российским нефтяникам пытаются втолковать, что сегодня главный вопрос заключается уже даже не в направлении движения сырья по нефтепроводу (это направление уже определено решением правительства), а в том что ТНК и иже с ними вообще ни при каких условиях не должны даже приближаться к "Одесса-Броды". В противном случае их нефтебизнес в Украине ожидают серьезные проблемы. И угроза возможной остановки НПЗ - только первая ласточка.
Понятно, что у российских нефтяников существует потенциальная возможность дождаться кризиса на местном нефтерынке и обвинить в этом украинское правительство. Однако, в нынешней ситуации в случае возникновения подобного кризиса гораздо больше шансов стать "козлами отпущения" как раз у россиян. Их мгновенно обвинят в монополизации рынка нефтепродуктов, искусственном создании кризиса и дело даже может дойти до показательной реприватизации одного из НПЗ. В любом случае у российского бизнеса в Украине возникают проблемы, и складывается впечатление, что это уже тенденция.